Архів старих газет
 ---------------------------------------------------
www.oldnewspapers.com.ua
Ціна 2гр.
 ---------------------------------------------------




Местечко Ольшана

и предлагаемая к устройству ольшанская железная дорога

В Звенигородском уезде (Киевской губернии) находится местечко Ольшана, принадлежащее к владениям графа В. Браницкого. Имя местечка знакомо читателям как потребителям ольшанского свекловичного рафинада. Минувшая судьба м. Ольшаны богата несчастными событиями и даже кровавыми, совершившими во дни Гайдаматчины; настоящее положение его представляет блистательное доказательство тех громадных успехов в сельском хозяйстве и фабричном производстве, которые достигаются умным и деятельным управлением имением, и при твердой воле достичь путем опыта и материальными пожертвованиями — при наемной плате производимой и крестьянами имения, — полного совершенства во всех частях хозяйства.

Осенью прошлого года случилось мне проезжать м. Ольшану; я воспользовался случаем и осмотрел, в полном смысле слова, великолепный, гигантский рафинадный завод, в котором ежегодно выделывается рафинаду до 600 тысяч пудов. Ольшанский завод один из первых в Европе. Он построен весьма недавно и по самой новейшей системе. В нем сосредоточены все новейшие, признанные вполне полезными, усовершенствования в рафинадном производстве.

Здание завода поражает своей огромностью. Внутренность его великолепна: везде чугун и железо; дерево употреблено там, где не возможно было заменить его металлом, даже рамы оконные металлические. Везде необыкновенная чистота, порядок и правильная деятельность. При рафинадном заводе устроена крупчатая паровая мельница. Отдельно от рафинадного завода устроен завод для выделки свеклосахарного песку. По словам одного из служащих при заводе, на песочном заводе выделывается до 100 тысяч и более пудов песку, который и поступает для переделки в рафинадный завод.

Так как я должен был пробыть в м. Ольшане несколько дней, то согласился на обязательное для меня предложение одного из служащих в заводе обозреть другую мукомольную мельницу и ольшанское хозяйство. Другая мельница устроена в здании, в котором до того помещался винокуренный завод. Провожавший меня сказал, что управляющий имением благодетельными мерами довели ольшанских земледельцев по полного сознания ими вреда от излишнего употребления горячего вина. И действительно, земледельцы ольшанские и окрестные употребляют горячее вино только при известных случаях. За то я не встретил ни в одном имении киевской губернии такого довольства, или сказать вернее, такого благосостоянии в быту сельском, какое заметил в среде ольшанских земледельцев. Они торжественно говорят, что своему благоденствию обязаны действиям управляющего имением и чрезвычайно ему преданы.

Хозяйство экономическое находится в самом цветущем положении. Везде ручная работа заменена машинами, по преимуществу действующими парами. Здесь множество паровых плугов, различных систем, молотильных машин, действующих на местах уборки хлеба, жатвенных и сеялочных машин и других. Хозяйством, и преимущественно полеводством, занимаются молодые агрономы, воспитывавшиеся в Маримонтском земледельческом институте.

В недальнем расстоянии от м. Ольшаны находится, принадлежащее к этому имению, другое — Софийско Кумейское, в котором устроена обширная паровая лесопильня. Доски, брусья и другие лесные материалы окончательно обрабатываются посредством машин.

Не упоминая о множестве других заводов, существующих в м. Ольшане, устроенных весьма обширно и доставляющих значительные выгоды владельцу, я должен сказать, что отдаленность м. Ольшаны от р. Днепра на шесть-десять верст, и неудобство сообщения сухим путем, при огромной массе ольшанских производительных предметов, потребовали устройства от м. Ольшаны к р. Днепру железной дороги. Мысль об устройстве такой дороги, равно как и приведение в настоящее цветущее состоянии хозяйства в м. Ольшане, принадлежит главноуправляющему имением г. Франковскому. Я слышал от достоверных лиц, что проект ольшанской дороги уже представлен куда следует, и немедленно по получении разрешения начнется устройство дороги, для которой все принадлежности будут изготовлены за границею. Дорогу предполагается окончить в два года.

Вот сведение, которое, по моему мнению, заслуживает особенного внимания. Быть может, что устройство ольшанской дороги послужит примером для других значительных сахароваров нашей губернии, коих заводы отстоят от р. Днепра также на дальнее расстояние и они устроят и от своих заводов железные пути. - Конечно, такие дороги сильно разовьют местную промышленность и даже сельское хозяйство.

Н. Сементовский

Генваря 1861 г.

Copyright 2010-2015 oldnewspapers.com.ua
pressaxix at gmail dot com
 designed in Happines.in.ua