В воскресенье, 12 марта, множество фабричных и ремесленников в Петербурге, бывших крепостными, отслушав литургию в Александро Невской Лавре, отправились к Зимнему Дворцу, чтобы поднести хлеб-соль Государю Императору и выразить Его Величеству чувства своей благодарности и верноподданической преданности. В час по полудни несколько тысяч крестьян и дворовых в праздничных кафтанах собрались на Дворцовой Площади. Государь Император, в сопровождении Государя Наследника Цесаревича, вышел к народу. Выборные, по русскому обычаю, поднесли Его Величеству хлеб-соль и высказали свою верноподданическую благодарность в следующих выражениях:
Всемилостивейший Государь!
Фабричное и ремесленное население столицы Твоей, проникнутое сознанием счастья, которым оно обязано Твоему великодушию, приходит ныне излить пред Тобою чувства беспредельной благодарности и преданности верноподданической.
Единственный из Монархов! Ты соблаговолил день Твоего самодержавного воцарения сделать днем свободы народной и мы все знаем, насколько в этом деле нашего освобождения принимало участие Твое вселюбящее сердце. Мы пришли благодарить Тебя за права гражданские, которые Ты даровал нам, за жизнь, которую Ты обновил для нас, за наше настоящее счастье, которого не знали отцы и деды наши, за будущее счастье наших детей и внуков.
Мы знаем Государь, что, получая новые права, мы должны принять на себя новые обязанности и обещаем Тебе соделаться достойными великого дара, ниспосланного нам Твоею державною волею.
Мы просим Бога под твоим благотворным царствованием прославить и возвеличить любезное отечество наше; мы молим Его, Всемогущего, сохранить нам надолго драгоценные дни Твои, чтобы Ты Сам видел и вкусил плоды Твоего насаждения и, окруженный всенародною любовью, долгое время наслаждался счастьем Твоего свободного народа!
В ответ на это выражение народной признательности Госудать Император изволил сказать, что освобождение крестьян из крепостной зависимости было желанием Его Августейшего Родителя, который и положил начало этому делу. Затем, обращаясь к освобожденным, делал им отеческие наставления, чтобы в новом состоянии своем они вели себя как христиане и как честные люди и чтобы, пользуясь дарованными им правами, они свято исполняли и возложенные на них законом обязанности.
Громкое, востроженное «ура!» раздалось в ответ на царское слово и долго радостные крики оглашали Дворцовую Площадь, покрытую благодарным народом. (С. П.).
- В Казани открыта вторая женская воскресная школа, помещающаяся в здании женской гимназии. Особенное участие в открытии этой школы приняли г-жи А. П. Мергасова, Н. М. Наумова и Н. П. Киселевская. Слышно также, что студенты университета изъявили желание открыть воскресную школу при тюремном замке для арестантов.
Носятся слухи, что некоторые молодые люди, получившие университетское образование, хотят составить компанию для книжной торговли в Казани. Дай Бог добрый час и не длинный ящик, в какой запал вопрос о Киевской общественной лектории.
- В Смоленске. В виду переходной меры к свободному труду в нашей губернии некоторые помещики, в последнее время, стали допускать в своих имениях труд наемный при помощи крепостных людей. Большею частью это делается следующим образом: крестьяне увольняются владельцем все без исключения на оброк, который зависит от местных выгод. По приблизительному расчету, оброка получается от 20 до 30 р. Сверх оброка крестьяне обязываются от 3 до 5 дней вывозить навоз и столько же дней косить и убирать господское сено. Остальные затем работы производятся или наемными рабочими, или своими крестьянами, которым зачитается за работу оброк, не во всех имениях производится одинаковая. Приблизительно наем можно определить так: годовому работнику жалованья 45 р. и на харчи 21 р., годовой работнице жалованья 25 руб. и на харчи 24 р. За наем для сжатия ржи с одной хозяйственной десятины платят от 3 до 5 р. Новый же порядок в сельском хозяйстве потребует изменений этой системы, и владельцу делаются теперь необходимы некоторые знания. Все, что шло еще прежде кое-как по произволу и силе привычки, не может идти далее без строгого соображения и расчета при содействии честного труда.