Письмо к редактору Киевского Телеграфа
Всякий кто читает газету серьезно с целью изучения народа и его стремлений, вероятно, с особенным удовольствием прочитывал, помещавшиеся там, известия из разных уголков нашего обширного отечества о том, как русский мужичек принимал дарованные ему права свободных сельских обывателей, о том, как сознательно, в некоторых местностях, он выражал свою беспредельную благодарность Государю Императору за гражданское и нравственное обновление. Я убежден также, что сколько-бы не повторялись рассказы подобного содержания, они никогда не утомят внимания просвещенного читателя, который привык видеть в них не занимательную историйку, годную только для развлечения собравшейся сообща позевать и поскучать, ничем не занятой публики, но вполне серьезный факт, дающий возможность выследить чего хочет, что обещает простолюдин на новой свободной дороге к своему развитию.
И вот в этом то убеждении я прошу Вас, милостивый государь, дать место в Вашем журнале моему последующему не картинному, но верному рассказу, как здешние крестьяне высказались в день своего освобождения из нескольковекового закрепления.
Весть об издании манифеста, посетившая наши села и города гораздо ранее самого манифеста, усилила, напряженное трехлетним ожиданием, нетерпение крестьян услышать заветные слова Александра ІІ-го о новом их быте, о новом отношении их к помещикам и государству. Но верные своей натуре, они тихо и спокойно продолжали заниматься делом и только с первым ударом колокола, призывавшем их, по слову Царя осенить себя крестным знаменем и помолиться о своем свободном труде, оставили работы и поспешили на радостный зов церкви, чтобы пред лицем живого Бога, сподобившего их великою милостью в особе Императора, помолиться за свое будущее, за будущее России. C благоговением слушали манифест, от души молились за здоровье Государя, искренно благодарили помещиков, трудившихся для их блага. Не разгулом, не праздностью, но усиленным трудом приветствовали они зарю своей свободной жизни. Не в кабаке за водкой, но за работой провели первый день признания и в них человека со всеми его нравственными и юридическими правами.
С такою светлою радостью во всех местах нашего края был принят манифест 19-го февраля 1861 года, но не везде ограничились одним только этим. Благодарность некоторых выразилась сознательнее, фактичнее: они поняли, что день этот не для них только великий и светский, но что он останется таким-же и для будущих поколений. И потому захотели вековую великость этого дня освятить благодарностью не временною но наследственною, переходящею из рода в род. Так, 1-ое) крестьяне в селеньи согласились купить складчиной образ Александра Невского и поставить в местной приходской церкви. 2) Крестьяне с. с. Селезеновки и Цаповки, Сквирского уезда, по выходе из церкви обратились к читавшему манифест со следущими словами: «сегоднешний день, счастливейший для нас в жизни, мы желаем приобресть на собственный счет портрет Государя Императора и сделать на оном надпись, что таковой сооружен 21 марта 1861 года крестьянами с. с. Селезеновки и Цаповки в память объявления им манифеста Государя Императора, даровавшего им права состояния свободных сельских обывателей и в память др. Его милостей». Начальник здешнего края князь Иларион Иларионович Васильчиков, до сведения которого было доведено о таком достохвальном желании крестьян, сочувствуя благородному их намерению, подарил им от себя портрет Государя Императора, советуя поставить его в доме, где помещается сельская их школа, дабы дети их, смотря на портрет, запечатлели в сердцах образ Того, Кто милостью своей навсегда облагодетельствовал крестьянское сословие. На это крестьяне ответили письмом, которое я помещаю здесь целиком, не желая лишить читателя удовольствия и случая прислушаться к голосу крестьянского сердца, главному, по моему понятию, в настоящее время роднику его намерений. Вот оно: «5-го апреля начальник уездной полиции прибыл в село Селезеновку и призвал нас, вручил нам, присланный от Вашего Сиятельства, желанный нами портрет Государя Императора, с тем, чтобы имели таковой в сельской школе. Неоцененный этот подарок мы приняли с величайшим благоговением. Мы будем хранить его как неоцененное сокровище; будем чтить память об этом на веки; будем непрестанно молить Царя небесного, чтобы он вразумил нас и помог нам быть достойными дарованных нам милостей. Истинное, сердечное наше желание всегда будет - честно вести себя, трудиться, уважать и исполнять возлагаемые на нас обязанности и беспрекословно повиноваться властям.
Ваше Сиятельство! Искренно благодарим Вас за Ваше к нам внимание. От жен и детей наших приносим мы сердечную, глубочайшую благодарность. Мы искренно будем молить Бога, чтобы он исполнил Ваши желания и даровал многие лета для блага общего.
Мы, по общему совету и сердечному желанию, предположили и исполним в течении трех дней 7-го, 8-го и 9-го чисел служить в церкви нашей акафист с молебствием Спасителю о здравии и многолетии Государя Императора, Вашего Сиятельства и всех принимавших участвие в нашем деле; и кроме того, ежегодно 21-го марта, в день объявления нам манифеста, служить молебствие о здравии Августейшего Монарха и панихиду за упокой родителя Его Императора Николая І-го. Икону Александра Невского мы также постараемся иметь в нашей церкви.»
3) Крестьяне Ставицкого имения Ровенского уезда пожертвовали по 15 коп. с каждого на усиление средств сельской приходской школы. Как не порадоваться такому сочувствию простолюдина к своему образованию, когда мы еще в кругу, так называемых, образованных людей с истинною горестью встречаем не сочувствующих благим начинаниям в деле образования и совершенно равнодушных к каким бы то ни было сборам с ученою целью, но прямо отрицающих великую пользу народного образования и искренне ненавидящих корифеев, снискавших себе в деле просвещения всеобщую известность.
Вот как отпраздновал наш народ светлый праздник своей исторической жизни, вот как отозвался на зов своего Государя идти по новой, свободной дороге к собственному преуспеянию, к славе Его и любимого Им своего отечества.
И история не может ни вписать на свои страницы памятный для России манифест 19-го февраля 1861 года - как незыбленный памятник беспредельной любви нашего Государя к своим подданным, то она также не может ни увековечить на тех же страницах и народной любви и народного сознания - этих ответных звуков на магическое, всепробуждающее слово свобода, которою Император облагодетельствовал половину многочисленной русской семьи.
Оканчиваю этим свое длинное письмо, указывая и на только что рассказанные мною и на напечатанные уже прежде подобные факты, как на самый лучший, самый полный ответ и неверующим в добрую натуру русского простолюдина, и сомневающимся в его великое гражданское будущее.
Приймите уверение и проч.
Покорный слуга Павел Каменцов.
-----
Днепровское пароходство. - Общество пароходства по Днепру открыло свои рейсы между Киевом, Кременчугом и Екатеринославом. Кроме обыкновенных пассажирных пароходов, ходивших прошлые годы, общество в настоящее время запаслось четырьмя буксирными пароходами, из которых каждый может взять грузу не менее 30000 пудов (объявление); таким образом у нас, быть может, подешевеет пшеница и другие местные продукты, которые, по причине дурного состояния дорог и дороговизны доставки сухим путем, охотнее отправляются в Одессу нежели к нам.