По поводу статьи г. Темнова, под заглавием «Нечто об училищах военного ведомства»

помещенной в 18 № «Русского Инвалида» за нынешний год *)

Г. Темнов признает преобразование батальонов и полубатальонов кантонистов в Училища военного ведомства за бессмертное благодеяние нашего попечительного Правительства. Воспитанники Училищ, вместо прежнего кантонистского посредственного содержания, довольствуются сытною, вкусною пищею и экипировываются хорошим полутонким сукном и очень недурным полотном. Учение фронта, бывшее главным предметом в заведениях кантонистов, в Училищах не положено и от воспитанников требуется дабы они хоть кратко, но хорошо знакомы были с науками.

Далее находя, что программы наук в Военных Училищах не ниже установленных по уездных училищам, а в некоторых предметах и выше, г. Темнов объясняет, что учителями наук в уездных училищах не иначе могут быть, как успешно кончившие полный курс гимназии и кроме сего, особенно выдержавшие экзамен в предмете, избранном для преподавания, а в настоящее время во многих уездных училищах можно видеть учителем и окончившего курс в университете, между тем как в Военных Училищах преподавателями назначены большею частью бывшие наставниками кантонистов, почти все получившие образование и воспитание в уничтоженных кантонистских заведениях, где грамотность никогда не играла важной роли.

Такого рода учителя, по заключению г. Темнова, не могут приготовлять воспитанников по требуемой программе и не в состоянии разъяснить детям трудно понимаемое. До возможности со временем заменить означенных учителей людьми сведущими, он полагает мерою полезною - предложить гг. офицерам в наших пехотных полках, окончившим курс гимназий и воспитывавшимся в кадетских корпусах, быть прикомандированными к Училищам и принять на себя учительскую обязанность за прибавку к жалованью, получаемому по чину, не много более того жалованья, которого теперь получают неспособные учителя.

Сочувствуя благонамеренному отзыву г. Темнова об Училищах Военного ведомства, я, как близко знакомый с сими учреждениями считаю неизлишним передать читателям, с большею подробностью сведения:

1) Что такое были заведения военных кантонистов и на каких началах устроены Военные Училища, и

2) В какой мере справедливо заключение г. Темнова о нынешних учителях Училищ.

І. О заведениях военных кантонистов.

Заведения военных кантонистов имели целью: 1) призрение солдатских детей и 2) снабжение Армии, учебных войск и разных военных команд и управлений людьми, предварительно приготовленными для фронта и в разные нестроевые должности.

К заведениям сим причислялись обязательно все солдатские дети, и кроме того поступали в оные малолетние рекруты из евреев, воспитанники Приказов Общественного Призрения, малолетние дети бродяг, цыганские и другого сословия дети.

Преподавания и вообще занятия в заведениях кантонистов, исключая С.-Петербургского, как имевшего специальные классы, производилось по системе нераздельного труда, то есть кантонисты обязаны были в течение недели пребывать посменно партиями в классах, мастерских, на фронтовом учении и т. д. и, конечно занимаясь всем, в сущности усвоивали весьма мало.

Ближайший надзор за нравственностью кантонистов вверяем был фельдфебелям и капральным, т. е. таким лицам, кои, не привыкнув сами к гуманному и справедливому обращению старших, были не редко в обращении с детьми то без нужды взыскательными, то совершенно равнодушными судьями.

Содержание заведения получали по штатам и табелям, изданным в 1798 году. Содержание сие было так мало, что не представляло никакой возможности удовлетворять потребностям заведений, и от того кантонисты терпели недостаток в пище, учебных пособиях и т. п.

Состав заведений кантонистов доходил до 40 т., а казенного помещения для них имелось только на 10 т.; почему кантонисты по необходимости располагались в разных деревнях по крестьянских избах, где, конечно, были лишены всякой возможности учиться и, не имев должного надзора, выходили на службу малограмотными и нередко с нравственностью неодобрительною.

При такой организации заведений кантонистов и ведении физического, нравственного и умственного воспитания детей, конечно, существование сих заведений, не принося особенной пользы ни войскам, ни военным учреждениям, ни кантонистам, вредило только общему пробуждению народных сил.

ІІ. Об Училищах Военного ведомства.

По изложенным в предыдущей статье основаниям и в следствие освобождения солдатских детей по правилам 25-го Декабря 1856 года от обязательного поступления в военное ведомство, благою и великою мыслью Государя Императора было упразднить заведения кантонистов и, в замен их, учредить Училища Военного ведомства на новых началах, согласно потребностям общества, с целью приготовления сведущих деятелей войскам и военным управлениям и в видах доставления лицам недостаточного состояния средств образовать детей и сделать их полезными и Правительству и обществу.

Открытие сих училищ последовало в начале 1859 года, на следующих основаниях, как видно из положения, Высочайше утвержденного 10-го Июня 1858 года и последующих распоряжений.

1) Военные училища открыты:

В С.-Петербурге на 600, Москве - 1000, Киеве - 800, Казани - 800, Нижнем Новгороде - 800, Ярославле - 800, Пскове - 800, Воронеже - 400, Чугуеве - 400, Архангельске - 250, Смоленске - 250, Перми - 250, Вольске (Саратовской г.) - 250, Оренбурге - 250, Иркутске - 250, Тобольске - 250, Омске - 250, Астрахани - 150. А всего на 8,550 воспитанников.

В настоящее время во всех поименованных Училищах состоит воспитанников 6,562, в том числе: дворян и обер-офицерских детей - 1,710, детей чиновников и канцелярских служителей - 1,491, детей духовного звания - 375, солдатских детей - 2,000 и свободного сословия, поступивших из состава бывших заведений, военных кантонистов - 798.

2) В Училища принимаются, по желанию родителей, родственников и опекунов, на полное казенное содержание дети потомственных и личных дворян, чиновников, канцелярских служителей, лиц духовного звания и нижних чинов, первых пяти категорий от 12-ти до 16-тилетнего, а последних от 7-ми до 10-тилетнего возраста, хотя с 7-ми до 10-тилетнего возраста только сироты имеют на это право.

Доставление в Училища детей бедных дворян и обер-офицерских отнесено на счет принадлежащих дворянству сумм, а дети прочих сословий, при тех же условиях бедности, отправляются распоряжением гражданского начальства. Каждым двум, а по следовании отдельно и для одного, дается одноконная подвода. На довольствие же детей в пути улучшенною пищею отпускаются кормовые деньги.

От поступающих в Училища до 14 лет не требуется никаких познаний; имеющие же свыше 14 лет должны уметь читать и писать по-русски.

3) По цели приготовления воспитанников для службы в военно-сухопутном ведомстве, Училища могут быть отнесены к двум категориям, именно:

К первой, С-Петербургское приготовляет кондукторов, топографов, граверов, словорезов и учителей для преподавания наук в училищах. Московское - топографов, учителей гимнастики для войск и писарей. Киевское и Казанское - топографов и писарей.

Ко второй, остальные Училища, в коих исключительно приготовляются писаря.

4) Сообразно с изложенною предыдущем пункте целью, введены и предметы преподавания, одни, как то: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, алгебра, русская история и география, законоведение, чистописание с каллиграфиею и ситуация - общее для всех воспитанников, а другие - как начертательная геометрия, прямолинейная геометрия, строительное искусство, фортификация, общие понятия об артиллерии и фортификационное, черчение, обязательны только для кондукторов, топография и тригонометрия для топографов и учителей наук, гравирование и словорезание для граверов и словорезов.

Сверх сего воспитанники занимаются гимнастикою. В Московском Училище в виде науки, а в прочих Училищах для развития и укрепления сил.

Училища разделяются в дисциплинарном отношении на роты и отделения, а в учебном - на классы: приготовительный, нижний, средний и верхний. Предметы наук по классам и число лекций в неделю определены особым расписанием.

5) Должности кондукторов, топографов, граверов и словорезов, писарей, учителей Училищ и учителей гимнастики для войск, в кои постановлено выпускать воспитанников, разделяются на три разряда: первый (высший), второй (средний) и третий (низший). 2-м и 3-м разрядом выпускаются прямо из Училищ, сообразно успехам воспитанников в науках, а 1-й разряд приобретается уже на службе. Для приобретения прав на 2-й разряд воспитанники должны на выпускном экзамене получить в сложности не менее 4½ баллов, всякое же меньшее число баллов (до 3-х включительно) дает только 3 разряд.

Лицам, состоящим на службе в 1 и 2 разряде присвоено унтер-офицерское обмундирование и 1 разряду иметь на погонах отличие, присвоенное отдельным унтер-офицерам, а 2 на погонах же отличие младших унтер-офицеров, третьему разряду полагается обмундирование без галуна.

Учителям нижнего звания всех 3 разрядов присвоено обмундирование по форме чиновников подведомственных Военному Министерству мест, с некоторыми изменениями, именно: на воротнике полукафтана полагается одна петлица, фуражку иметь без кокарды и шпагу без темляка.

Г. Темнов отзывается, что присвоенная учителям нижнего звания форма мундира принесла немало зла в семейный их быт, именно: жены их, считая себя военными дамами, увлекаются расходами на наряды свыше своих ограниченных средств. По моему мнению, это совершенно несправедливо. Род жизни вовсе не зависит от той или другой формы одежды, а от личных наклонностей и характера человека. Установление формы учителям сделано с весьма благою целью - облагородить учителей, как в собственных глазах, так и в глазах начальства, а главное пред воспитанниками, дабы они смотрели на них с большим уважением.

6) Воспитанники производятся в чин со дня зачисления во 2 разряд. Из потомственных дворян чрез 2 года, личных чрез 4, а прочих сословий чрез 12 лет.

7) За предоставленное правительством воспитание и содержание, воспитанники обязаны прослужить в военно-сухопутном ведомстве. Из дворян и других сословий, кои в военной службе причисляются к 1 и 2 разряду вольноопределяющихся 10, прочие 12 лет.

Некоторые замечают, что было бы полезно освободить воспитанников от обязательной службы; ибо получивший, хотя и на казенный счет, образование может принести существенную пользу и без обязанности прослужить в течение известного срока. К тому же обязательство это весьма тяжело для обязанного тем, что лишает человека, получившего воспитание на казенный счет, возможности свободного выбора деятельности, сообразной с его способностями и средствами. Для государства это невыгодно в том отношении, что результаты деятельности всегда получаются гораздо меньшими в том случае, когда деятельности не сообразуются с умственными и физическими способностями деятелей.

Мне кажется, что взгляд этот совершенно правилен. Если из жизни воспитанников Военных Училищ государство вычитает, за данное им воспитание и образование, 10 или 12 лет в свою пользу, то, во первых никакое государство в мире не делает даром значительных пожертвований без видов на общественную пользу; а если бы оно это делало, то конечно заслужило бы более порицания, чем одобрения; ибо у него все частное должно превращаться в общее. И вся мудрость правительства состоит в том, чтобы это превращение совершалось не иначе, как под условием строгой справедливости и с полным уважением к человеческому достоинству. Во вторых, 10 или 12 лет не такой период, после которого бы выпущенные на службу воспитанники Военных Училищ делались неспособными пользоваться воспитанием своим где и как они хотят. На против, - они будут в полном цвете сил.

*) Статья эта напечатана в №№ 72 и 74 Русского Инвалида и Редакциею сделана следующая отметка: «по важности содержащихся в этой любопытной брошуре известий печатаем ее в Военно-Учебном отделе». Мы с своей стороны также даем место этой весьма любопытной статье. Ред.