Начну мою летопись с концертов, которых в нынешний сезон было страшное изобилие. Концертантов съехалось много в надежде собрать значительную дань с Московской публики, но, несмотря на знаменитость некоторых из них, концерты были большею частью пусты, так что многие из них возвращались с убытком. Из концертов, пользовавшихся большим успехом, можно назвать концерты Русского музыкального общества, которые своим прекрасным исполнением под искусным управлением А. Г. Рубинштейна приманивали довольно много публики. В концерт, данный им 30 марта, собралось более 1000 человек и при шуме страшных аплодисментов члены музыкального общества поднесли своему капельмейстеру жезл, украшенный рубинами и брильянтами, и действительно нельзя не отдать г. Рубинштейну справедливости в его умении дирижировать оркестром и хорами. По крайней мере я не знаю в Москве другого, который бы мог так искусно управлять таким большим оркестром, а вместе с тем и хорами. Значительный сбор сделал также концерт в пользу Московских детских приютов, который был составлен из одних любителей и этим приманил довольно много публики, которая большею частью собралась с целью послушать или увидеть своих родных или знакомых, конечно не оставляя также и цель оказать помощь доброму делу, но зато концерты наших знаменитостей гг. Дрейшока и Венявского были совершенно пусты, впрочем они отчасти были сами виноваты, назначив довольно большие цены.
На 2 неделе Великого поста пели у нас в большом театре Итальянцы Петербургской Оперы, которые были выписаны любителями музыки. Сбор с концертов назначался в пользу бедных студентов. К сожалению очистилось всего только 400 руб., а Итальянцы вывезли 13 т. Разница довольно значительная.
Но если кому посчастливилось, так это Мошку Эпштейну, который давал свои фантастические представления почти ежедневно или в театрах, или в клубах, или в частных домах и своею ловкостью и проворством приманивал очень много публики. Замечательно то, что он все свои фокусы показывал без всяких аппаратов.
Но довольно о концертах и фокусах, перейдем к другим не менее интересным предметам. Общество любителей художеств выставило выписанную им из Петербурга знаменитую картину А. А. Иванова «Явление Христа народу» и поставило ее в зале 1-й гимназии. К сожалению эта громадная картина много теряет в этой маленькой зале. Кроме того это же общество устроило постоянную выставку художественных произведений в здании университета. В настоящее время ожидаем уже третью перемену, но этим не ограничивается деятельность общества любителей художеств: оно в одном из последних своих заседаний определило отправить на свой счет четырех из даровитейших своих членов художников, не имеющих к тому средств, в Петербург для присутствия и изучения открывшейся в тамошней академии художеств выставки художественных предметов, принадлежащих особам августейшей фамилии и частным лицам.
Кстати о выставках: общество любителей садоводства открыло вчера для публики в большом экзерциргаузе цветочную выставку, которая в полном смысле великолепна. Весь манеж представляет огромный, фантастический сад, расположенный в долине, средина которой занята большим прудом. Этим прудом сад разделен на две половины, которые соединяются между собой живописными двумя мостами. Посреди второй половины устроен большой фонтан. В конце сада устроена возвышенная терраса, откуда виден весь этот волшебный сад в плане. Кроме разных редких растений, принадлежащих большею частью здешним садовникам, находится также различная садовая мебель, весьма искусно сделанная из железа, композиции, проволоки и других материалов. Все это, как мне показалось, раскупается довольно скоро, в особенности комнатные растения, цены которых довольно умеренные. Ближайшая ко входу половина сада, разбитая в английском стиле, заключает в себе преимущественно декорационные и лиственные растения. Другая же за прудом, разбитая во французском стиле, преимущественно цветущие растения.
По улицам у нас заметно большое движение, все готовятся к светлому празднику и закупают различную провизию, притом уже начались дешевые товары, столь заманчивые для наших барынь. Но довольно, мой читатель, надо же и мне приготовится к празднику. В следующий раз подробнее поговорю о нашей жизни.
Николай Яко-в.
Москва.
23 апреля.