В №16 Современной Летописи «Русского Вестника» помещено письмо г. Щербины из Парижа, в котором он сообщает следующие сведения о новом труде нашего знаменитого художника:
«Проживающий в настояще время в Париже, знаменитый русский художник, мастистый старец, граф Федор Петрович Толстой, бывший вице-президент С.-Петербургской Академии Художеств, сделал медальйон в память освобождения крестьян.
Художественная деятельность графа Ф. П. Толстого развивалась и развивается в течение трех царствований, и ему выпадала доля увековечивать в формах искусства великие события отечества, а настоящее событие, в известном отношении, для нас почти выше всего в русской истории.
Форму в меди этого медальйона, граф, уезжая из Петербурга, оставил у г. Гегенфельдена, механика и гравера на дереве, следовательно можно надеяться, что и отсутствием графа есть возможность явиться в свет этому новому его произведению.
Следя здесь, в Париже, за некоторыми русскими периодическими изданиями, мы не встречаем в них пока известия об медальйоне, которое шло бы, как нельзя кстати, в настоящую минуту, что подает нам прямой повод оповестить о нем, сказав хоть несколько слов, тем более, что известие наше приходится так ко времени.
Пользуясь особенным расположением графа, я иногда, в прошлом году в Петербурге, лично присутствовал при его работе, которая оставалась до этого времени в тайне, и был восхищен художественною мыслью его глубокозадуманного произведения.
Вот в кратких словах содержание этого нового творения 78-летнего художника.
Посреди медальйона красуется фигура Императора Александра ІІ, в древнем воинском славянском одеянии, с наброшенною сверх него Императорскою порфирой.
Над головою Государя солнце бросает во все стороны свои лучи.
По одной стороне возле Государя стоит русский освобожденный крестьянин, окруженный принадлежностями своей деятельности - косою, серпом, граблями, снопом, ульем и пр. По другой стороне - русский дворянин-землевладелец, в древней боярской одежде, окруженный атрибутами своего назначения - мечом, исписанною хартией, глобусом и прочим тому подобным.
Государь торжественно и любовно возлагает свои руки на плечи их обоих, как бы обнимая их. Помещик и крестьянин в это время жмут друг другу руку. У ног Государя лежит разъятое ярмо - эмблема крепостного состояния, им уничтоженного.
Фон медальйона усеян колосистым хлебом, а меж ними вдали виднеется легкий очерк маленькой сельской церкви в русско-византийском стиле.
По бокам медальйона начертан год события - 1861; а вокруг него написаны четыре стиха из русской народной (величальной или подблюдной) песни, именно, из той, мотив которой Бетговен поместил в свою сонату. Эта древняя песня поется народом в святочные вечера, перед новым и после нового года, чем дополняется еще смысл песни, здесь написанной, как бы намекая, что с 1861 года назначается новый год русской жизни, истории…
Вот эти четыре стиха:
«Слава Богу на небе!
- Слава! -
Государю нашему по всей земле
- Слава! -
Абы правда была на Руси,
- Слава! -
Краше солнца светла…
- Слава! -
Из нашего краткого описания читатель увидит глубоко-художественное содержание, а также полноту замысла и мысли в этом произведении графа Ф. П. Толстого. Тесная связь моральных и экономических интересов двух великих сословий государства представлена художником посредством соединения рук дворянина-землевладельца и крестьянина-земледельца.
Солнце, горящее над Государем и сыплющее во все стороны лучи свои, означает, что именно с этого времени, от этого события, взошло истинное солнце просвещения и правды для всех людей русской земли, без исключения.
Мы не говорим уже о значении разъятого ярма, лежащего в прахе у ног царя - это так ясно мысли и художественному чувству.
В атрибуты русского дворянина, кроме воинственного меча, защитника отечества, художник знаменательно поместил и эмблемы мысли, науки и искусства.
Нельзя бы было, по всем самым утонченным соображениям, выбрать лучшего текста для надписи на этом медальйоне в память исключительно народного события, как стихи древней, любимой, общеизвестной, обрядной народной песни, слова и музыка которой составляют как бы народный гимн издревле сложенный самою массою простонародия, а не сочиненный каким-либо поэтом или музыкантом по заказу или взятый из какой-либо книги.
Более распространяться об этом медальйоне мы считаем излишним: он красноречиво говорит сам за себя своею идеей, содержанием и комбинациями. Мы только имели в виду приятно известить своих соотечественников о патриотическом произведении искусства, им пока еще неизвестном, но столь для всех нас многозначительном в настоящее время.
Мы полагаем, что когда медальйон графа Толстого появится в свет - каждый Русский приобретет его и он составит лучшее и любимейшее украшение и избы сельского жителя, и дома горожанина: так много в нем истинно-народного, общечеловечного и особенно близкого русскому и вообще славянскому сердцу.
Мы предлагаем в этих видах, и другим русским повременным изданиям перепечатать наше извещение для всеобщего сведения.
В заключение скажем, что графу Федору Петровичу Толстому, творцу медалей войны 1812 года и медальйона в память освобождения крестьян, выпала завидная доля стяжать себе венок народного, исторического художника, как бы в достойную награду за многие труды, жертвы и лишения, принесенные им единственно на пользу отечественного искусства в продолжение всей его долгой жизни».
- С 1 июля сего года в Одессе будет издаваться на греческом языке учено литературный и коммерческий журнал, под заглавием «Меркурий» (О Ермне). Журнал имеет выходить по средам тетрадями в 4 долю листа. Цена назначена довольно умеренная по 5 руб. сер. в год. Редактором журнала будет магистр богословских наук Афинского королевского Оттонова университета П. Нищинский. Дай Бог успеха этому новому журналу!