Политическое обозрение

Положение Венгрии заметно изменяется, хотя до сих пор не последовало еще ничего решительного: оно изменяется само собою, в следствие изменения общего политического положения Европы.

В борьбе с Австриею Венгрия никогда не могла надеяться на одни собственные силы, но она вправе была рассчитывать некоторое время на поддержку извне и на благоприятное стечение обстоятельств. Австрии грозила, казалось, война с Италиею. Сторону Италии, по видимому, должна была держать и Франция, которая явно выставляла принцип национальности. Этот принцип был принят даже Лордом Русселем. Неудивительно, если при таких обстоятельствах Венграм показалось, что и для них настало время политической самостоятельности. Но обстоятельста переменились, и основанные на них надежды исчезают. Италия не намерена теперь трогать Австрии, Франция сама отступает от последствий выдвинутых ей принципов. Лорд Руссел объявил в парламенте, что принцип национальности не может быть применен к Венгрии. Венгрия остается таким образом лицом к лицу с Австриею, одна, без всякой надежды на внешнюю поддержку.

Уже теперь Австрия приняла относительно Венгрии тон более решительный, и на оборот на стороне Венгров заметны нерешительность и колебание. Успокоившись со стороны Италии и рассчитывая на приготовленное им разъединение между Венгриею и Кроациею, правительство Австрийское в тронной речи дало ясно заметить, что новых уступок Венгры от него ждать не должны. Войска Австрийские взыскивают в комитетах запущенные в недоимку подати, несмотря на протесты комитетов, которые ожидают пока вопрос о податях будет разрешен сеймом. Сейм же уклоняется высказать в сем деле решительное мнение, под предлогом, что прежде следует ему разрешить вопросы имеющие большую важность. В тайной конференции депутатов пестского сейма положено прежде всего разрешить вопросы о преемстве Венгерского престола, об отмене правительственных распоряжений, состоявшихся в течение междуцарствия, о сохранении независимости Венгрии и о восстановлении порядка, существовавшего в 1848 году. Разрешение этих вопросов партия Ультра-Мадярская, во главе которой стоял граф Телеки, полагала выразить в простом постановлении сейма. Партия умеренная, признающая своим шефом Деака, думает составить адрес Императору.

Требование той и другой партии немного различаются. Деак требует почти столько же как и Телеки. Он желает восстановления конституции 1848 года, особого ответственного министерства для Венгрии, и чтобы союз Венгрии с Австриею был не более как unio personalis. Но Телеки стремился к совершенной самостоятельности Венгрии. Он выставлял требования, на которые правительству трудно было согласиться, именно с той целью, чтобы найти предлог к разрыву. Партия Деака напротив не считает своих притязаний последним словом. Она считает борьбу невозможною и гибельною для Венгрии, и примет то, что можно будет выторговать.

Некоторое время перевес был явно на стороне партии ультра-Мадьярской. Но как общий ход политики в Европе принял в последнее время оборот неблагоприятный для Венгров, то умы отрезвились и большинство склонилось к Деаку. На тайной конференции положено было представить императору адрес и проэкт адреса составлен партиею умеренных. По всей вероятности проэкт этот принят будет и сеймом, тем более, что внезапная смерть Телеки, застрелившегося неизвестно по каким причинам, еще более ослабила его партию.

Хотя проэкт адреса составлен партиею умеренных, тем не менее он несогласен с программою Шмерлинга. А так как на дальнейшие уступки в Вене надеяться теперь нельзя, то надо думать, что когда сейм вотирует адрес, правительство распустит собрание и предпишет новые выборы, а между тем при содействии военной силы будет продолжать взыскание недоимочных податей.

Посылка Австрийских войск в Италию прекратилась, зато на границах Сербии стягивается обсервационный корпус в 60000. Цель его - охранять Австрийские границы, на случай, ежели бы славянское движение в Турецких провинциях продолжало развиваться. Это движение беспокоит Австрию столько же, как и дела Венгерские. Хотя славянские провинции империи выслали депутатов в государственный совет, но в Вене очень хорошо знают, что движение между турецкими славянами очень легко может перейти к славянам австрийским.

Совещания государственного совета доселе ограничились составлением адреса, который заключает в себе лишь изъявления благодарности императору за дарованную им конституцию.

Из Италии никаких особенно важных известий. Достоин замечания финансовый проэкт, представленный итальянскому парламенту министром Бастоги. Он основан на мысли ввести единообразие податей и вообще платежей, существовавших доселе в Итальянском королевстве, а с другой стороны все долги королевств и герцогств, слившихся ныне с Пьемонтом, слить в один общий долг и потом разложить его равномерно на все провинции. Может быть проэкт этот будет изменен палатами в частностях, но принцип слияния всех частных долгов в один общий уже принят как одно из самых действительных средств к утверждению нового государства. Мера эта скрепит союз, связывающий в отдельные провинции в одно целое. Но кроме того, лучшее устройство финансов может служить гарантиею против внешних недоброжелателей. В настоящее время, когда Италия отложила, но не прекратила свой спор с Австриею, устройство финансов для обеих сторон имеет важное значение. Даже можно сказать, что решение спора зависит от финансов, и успех склонится на ту сторону, которая сумеет прежде и лучше устроить свои финансовые обстоятельства.

(J. de St. P. C. П. В. G. P.) B. H.