Училище для девиц духовного звания при Лебединском женском монастыре

(Окончание)

Лебединский женский монастырь расположен на площадке, среди густого, довольно обширного леса, прорезанного всюду глубокими оврагами и находится растоянием от г. Киева в 200 верстах, от ближайшего уездного города Звенигородки в 45, от ближайшего села Лебедина в 6 верстах. Он не отличается ни образованием своих обитательниц, состоящих большею частью из лиц духовного звания и простого класса народа, ни довольством во внешней жизни их, не имеет ни значительных капиталов и обильных источников содержания, ни удобных, тем более лишних, помещений. При таких условиях игуменья, не владеющая и лично достаточным капиталом, решилась, с согласия сестер монастыря, учредить в нем училище для сирот духовного звания, с полным для них содержанием. Монастырь согласился для этой цели уступить недостроенный деревянный дом на каменном фундаменте, назначавшийся для келий настоятельницы. На содержание воспитанниц обращены проценты с основного капитала мелочной лавочки, учрежденной при монастыре для лиц, живущих как внутри, так и около него. Предложено с первого разу классные занятия возложить на двух штатных монастырских священников, а занятия домашние и надзор за ними - на монахинь, которых изберет игуменья. Все остальное, как-то: программу учения, приискание больших средств материальных, определение числа воспитанниц, прием и выпуск их, приняла на себя лично настоятельница училища. Благословляя доброе предприятие монастыря, Высокопреосвещенный Исидор, митрополит киевский и галицкий, пожертвовал для исполнения его 800 руб. сер. Вскоре затем от почетного гражданина Яхненка поступило туда для той же цели 500 р. сер. Дом окончен сообразно новому назначению его и в июня прошлого 1859 года Высокопр. Исидор, бывший здесь при обзоре своей епархии, благословлял уже маленьких учениц.

В настоящее время в училище считается 23 воспитанницы, из коих 20 сирот, состоящих на полном содержании его. Дом для такого числа воспитанниц очень вместительный. Кроме отделения для прислуги и кухни в нем имеются: общая спальня, столовая, комната для занятий и особые помещения для других комнатных надзирательниц. Так как училище основано наскоро и средства его еще не определились хорошо, то и сама программа воспитания не определена еще достаточно, и все в нем пока остается в надеждах и предположениях. Теперь дело ведется следующим порядком. Вновь поступающих обучают грамоте, если она им не знакома, и молитвам на разные случаи. За тем - краткой свящ. истории, катихизису, русской грамматике, арифметике и географии по учебникам духовных уездных училищ. Все это бесплатно преподается двумя священниками монастырскими, разделившими между собою означенные предметы и часы занятий поровну. За комнатными занятиями воспитанниц наблюдают две монастырские послушницы, из коих на обязанности одной лежит обучение грамоте и письму, прослушивание уроков, даваемых наставниками и вообще надзор над всеми занятиями по указанным предметам, а на обязанности другой - обучение рукоделью и комнатный порядок. Сама настоятельница монастыря предполагает читать всеобщую и русскую историю и историю русской словесности. Воспитанницы в каждый воскресный и праздничный день бывают на всенощной и бож. литургии, читают общую молитву утром и вечером, а во время стола слушают чтение жития дневного святого. Курс учения предполагается шестилетний. Для не-сирот годовая плата за воспитание, с жильем и столом, 80 р. с. в год. При выпуске из училища предполагается каждой сироте дать белье, платье, постель и маленькую денежную сумму.

Подвиг достопочтенной игуменьи и всех сестер монастыря, особенно посвятивших себя на занятия с детьми, без сомнения вызовет искреннюю признательность у всякого, кто сочувствует судьбе сирот. Если сообразим положение и средства монастыря, то не можем не удивляться его решимости на такое дело. Желаем новому училищу всего, что требуется для полного его процветания.

И во первых, желаем ему окончательного установления программы и цели воспитания. Мы уверены, что почтенная основательница училища не остановится на том, что уже введено, но сделает нужные изменения и усовершенствования в программе сообразно цели училища. Учить русской грамматике, арифметике, географии, свящ. истории, катихизису, даже всеобщей истории и словесности, не значит еще воспитать девицу и при том сироту духовного звания, для которой, по выходе из училища, можно сказать наверное, предстоит опять деревня, опять бездомность и все нужды сиротства. Училище должно дать ей в будущем прочную основу с одной стороны для нравственной стороны ее, с другой - и для ее служения общественным нуждам. Для достижения этой цели, сообразуясь, конечно, с положением и средствами училища, можно бы после свящ. истории и катихизиса излагать церковную обрядность, раскрывая мысль и глубокое значение богослужебных обрядов. Кто не знает, как глубоко действует на душу женщины церковная обрядность? Эта видимая сторона религии, дающая возможность нашей вере чувством соприкасаться с предметами ее, дышущая вечною любовью и миром, вполне соответствует и удовлетворяет натуре женщины, требующей в семействе и обществе взаимной неизменной преданности, нежности, любви. В религиозном воспитании женщины церковная обрядность должна быть главным. Чин литургии, богослужения страстной и светлой седмиц, песни Иоанна Дамаскина, в частности неподражаемо высокие и торжественные песни: Слава в вышних Богу, Тебе Бога хвалим, или дышущие тихою вечною преданностью: Свете тихий, Ныне отпущаешы, многие песни Богородице, и др. - все это, разумно переданное, может возбудить и воспитать в юной душе возвышенные мысли и неподдельные чувства любви и преданности Промыслу. Конечно, мы пожелали бы не возможного по средствам училища, если бы захотели видеть при этом музыку и пение, в духе церковном христианском. Но музыка и пение в таком дух были бы лучшим пособием к усвоению духа и характера обрядности церковной. Рядом с этою основною наукою шла бы история, всеобщая и русская, - не в строгой научной форме, а в живых рассказах о явлениях внутренней жизни того или другого народа, очерках замечательных личностей, учреждений, обычаев, общественных и семейных отношений и т. под. Это сводилось бы к раскрытию быта народного, его духа, потребностей и в частности к истории женщины. Так же предлагалась бы и краткая история русской церкви, т. е. более в рассказах о замечательных явлениях в религиозной жизни нашего народа, о праздниках и других учреждениях церкви собственно русской, о лицах всякого сословия, о быте духовенства, о замечательных церквах, монастырях, чудотворных иконах и т. под. История русской словесности, если только преподавание ее состоится, может быть полезна в том отношении, что ознакомит воспитанниц с лучшими произведениями русской письменности и укажет лучшие образцы в них живого слова. Русская грамматика и арифметика признаны фундаментальными науками во всех низших школах. Желательно чтобы изучение их в нашем юном училище не было отягощено заучиванием сухих и отвлеченных правил, но по возможности было облегчаемо со стороны преподавателей практическими приемами преподавания, рекомендуемыми лучшими руководствами новейшей педагогии. Преподавание географии предаст больше занимательности и пользы для юных воспитанниц, если будет состоять в наглядном представлении местности, страны, с ее климатическими свойствами и естественными произведениями, характера населения с отличительными свойствами его, без мелочей и подробностей, которыми одними довольствуются часто во многих учебных заведениях.

При всем этом следовало бы обратить особенное внимание на рукоделье, предлагая это занятие в продолжении всего курса и в самых разнообразных применениях его, в чем монастырь не затруднился бы. Но мы, конечно, не беремся составлять полную программу для училища, а только высказываем свои желания и притом касательно одной только стороны воспитания. Нравственного надзора и руководства, комнатного порядка, духа и характера их мы не касаемся и надеемся, что лица, пришедшие к самой мысли об этом училище по внушению любви христианской, устроят все это на любви и кротости.

Во вторых, пожелаем этому училищу больших средств к выполнению своего долга. О материальных средствах и распространяться нечего, чтобы понять их крайнюю скудость. Монастырская лавочка при самых благоприятных обстоятельствах едва ли даст в год 300 р. сер. Другие пособия от монастыря также не могут быть значительны. Личная благотворительность настоятельницы не может нести на себе большей половины необходимых расходов. Отсюда-то здесь и крайняя скудость в учебных пособиях. Кроме учебников, указанных нами, училище почти не имеет в настоящую пору других пособий. При такой скудости учебных пособий, нужных и для обучающихся и для самых преподавателей, нельзя не опасаться, что единственною методою преподавания будет приказывание заучить от такой-то строчки до такой, а учения - зазубривание указанных уроков.

В заключение скажем, что как бы ни благоприятны были обстоятельства, оно с одной стороны: даст приют очень немногим, с другой - не представит полного удовлетворения современным нуждам женщины духовного сословия, а потому не только не исключает, но еще больше вызывает необходимость другого училища, и притом там, где не может быть недостатка ни в преподавателях, ни в руководствах, именно в самом г. Киеве.

Е. Кр-ский.