Фейлетон

ОТВЕТ ИЗДАТЕЛЯ ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ В ПАМЯТЬ ВЕЛИКОГО ДНЯ В ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА – 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА, НА БЕЗЫМЯННУЮ СТАТЬЮ, ПОМЕЩЕННУЮ В СЕВЕРНОЙ ПЧЕЛЕ.

В № 100 Северной Пчелы неизвестным автором помещена злая критика на отпечатанную мною брошюру, об издании образа Спасителя, под заглавием: «Обращение к желающим сохранить в памяти великий день в жизни русского народа.» Излагаю опровержения на замечания критики:

1.) Критик называет мою брошюру странною, сермяжного книгопечатания киевского.

Ссылаясь на всех, кто имеет или видел эту брошюру, заслуживает ли она такого порицания? Она напечатана на бумаге в 4 р. 20 коп. стопа. Шрифт довольно красивый, не хуже того шрифта, которым печатается Северная Пчела. На гравированной обертке довольно порядочно изображены с одной стороны звезда, воссиявшая над книгой закона о правах состояний, лежащей еще в яслях, т.е. находящейся еще в младенческом возрасте. Под этой виньеткой помещены 4 стиха, просто и ясно объясняющие значение эмблемы и существо самого дела.

С лицевой стороны на обертке брошюры под заглавием изображен памятник св. кн. Владимиру, который весьма идет к изложенному в брошюре делу. По содержанию моей статьи уничтожение крепостного права в России имеет источником своим евангельское учение, глубоко воспринятое сердцем Царевым (Киевские Епархиальные Ведомости № 5, 1861 года). Христианская вера введена у нас св. кн. Владимиром. Хотя фактически в России возникло крепостное право в правление Государей православных, но это не есть доказательство того, что уничтожение рабства не есть благодатные плоды более глубокого усвоения учения Спасителя.

2.) Критику не ясно, почему и для какой цели помещен мной в начало брошюры эпиграф из Гегеля: « Чтобы научить людей, каков должен быть мир, философия для этой цели всегда является слишком поздно.» Сознание Гегелем, великим новейшим мыслителем, несостоятельности плодов ума человеческого - философии, как начал для устройства отношений людских или мира нравственного, в приложении к изложенным мыслям в брошюре я нашел приличным.

Достиг земли предвечный свет звезды, рассеявший мрак мира,
И гордый ум сознал, что Бог один – начало жизни, 
Источник истины, любви и правоты,
Что вечная любовь от Бога истекла и в Бога перейдет.
В таком сиянии небесного, священного завета
Человека человеком человек признал и рабства рушит оковы.

3.) Критик не находит в моей брошюре ни искры логического смысла. Читавшие эту брошюру сколько мне, известно, с этим не согласны. Не читавшим мою брошюру, а читавшим в Северной Пчеле критику на оную, с доверием в авторитете неизвестного автора оной, я предлагаю получить от меня эту брошюру бесплатно. Наконец изъявляю полное согласие на напечатание моей брошюры от слова до слова в Северной Пчеле, даже прошу об этом гласно Северную Пчелу. Таким образом, каждый читатель Северной Пчелы убедится сам в несправедливости критики. Если этого не будет сделано, то обвинение критики в отсутствии логического смысла в брошюре во мнении каждого уже падет на мою голову.

4.) Вы критик не ошиблись, что моя брошюра настрочена преимущественно с тою целью, чтобы тогда нарисованное на камне изображение Спасителя к изданию его в 1000 экземпляров получило сбыт, как можно скорее. Когда три месяца сряду я рисовал на камне этот образ, многие из близких сомневались в скором сбыте его в 1000 экземплярах. Другое дело говорили некоторые, если бы так тщательно исполнен был портрет Гарибальди или какого либо другого современного деятеля на поприще модных желаний, то успех такого издания был бы блистательный. Мне думалось, что если только выпишут в разные места по экземпляру этого изображения Спасителя, то я получу от видевших его значительные требования, которые дадут мне возможность гравировать оный на стали, издать в значительном количестве экземпляров и таким образом постепенно сделать оный доступным для беднейших крестьян. Тогда осуществится главная мысль брошюры моей, что в память 19 февраля 1861 года будет образ Спасителя в доме каждого из освобожденных от крепостного права крестьян. Желания в нашей воле, но исполнение их, в руках обстоятельств. Трехмесячная работа погибла по неопытности работника, корновавшего камень. Потому, г. критик, предоставим судить о том, стоил ли экземпляр этого изображения Спасителя 40 и 25 коп. тем которые его видели!

5.) Умственный и физический труд каждого составляет собственность, которой можно всякому располагать по усмотрению своему и совсем независимо от возгласов неизвестного критика Северной Пчелы. Выдумайте, г. критик, что вам угодно, в память какого угодно дня, случая на небе или на земле, создайте по этому случаю, что вы будете в состоянии и продавайте, почем вам будет угодно, мне право все равно. Удачно, хорошо будет ваше дело, я покупщик ваш, если только стоимость его будет мне по карману. Неудачно, дурно, наслаждайтесь делом вашим и плодами его вами, разделяйте эти плоды, с кем вам угодно. Обвинение ваше меня в спекуляции памятью великого дня весьма странно, неуместно и по отношению к желанию мной распродать свою брошюру по 4 коп. за экземпляр. Из 1200 экземпляров отпечатанной мною брошюры роздано и разослано 1000 экземпляров бесплатно. Если бы я действительно продал остальные 200 экземпляров – все, то моя выручка была бы от 1-го издания 8 руб. примите в соображение стоимость такого издания, и вы согласитесь, что назначенные за экземпляр 4 коп. – цена весьма умеренная.

6.) Опыт показал мне, что скорее нужно удовлетворить требование простого народа издать этот образ, хотя и не столь художественно исполненный, но непременно раскрашенный. Об этом новом издании было объявлено в Киев. Телеграфе.

7.) За исправление вами, г. критик, следующих двух погрешностей в моей брошюре благодарю. Вместо Вашингтона следует читать Валленштейна а г. Ге получил медаль за «Тень Самуила, являвшуюся перед Саулом.» В первой ошибке обвиним писца, а во второй изменившую мне память.

А. Каллистратов.

7 июля 1861 года.

Киев.