Съезд естествоиспытателей и учителей естественных наук в Киеве

(продолжение.)

3-й день, 14-го июня. Первое научное собрание. Профессор Горыгорецкого Института, г. Тютчев, читал статью о действии голландской жидкости на натристый петиловый алкоголь. Г. Тарачков сообщил наблюдения свои над рыбами в окрестностях города Орла, сделанные в течение последних 8 лет, и показал составленные им рисунки этих рыб. Медик Штейнберг изложил свои наблюдения над инфузориями, водящимися в жидкостях полости рта у человека. Любопытно, что г. Штейнберг нашел в слизи рта здорового человека 7 видов разных инфузорий, которые до сих пор находимы были в разных других жидкостях и настоях. Некоторые из этих инфузорий представляются под микроскопом в виде крошечных цилиндров, другие кажутся шариками с отростком в виде хвоста, третьи как бы извиты змейками или в спираль и т.п. Профессор Кесслер прочитал исследования свои над нерестом рыб, водящихся в юго-западных губерниях, и над разными другими весьма интересными обстоятельствами, относящимися к нересту и вообще к размножению рыб. После общего обеда, большая часть собравшихся отправились вместе за город для осмотра древесного питомника ведомства министерства государственных имуществ.

4-й день, 15-го июня. Второе педагогическое заседание. По прочтении протокола предшествовавшего заседания, делопроизводитель объявил, что теперь следует рассмотреть метод и объем преподавания естественных наук в гимназиях. Относительно метода почти все присутствующие согласились, что преподавание естественных наук в гимназиях и вообще в средних учебных заведениях полезно разделить на две половины: курс приготовительный или общий, и курс научный или специальный. В первом курсе должно познакомить детей с главнейшими явлениями и телами природы преимущественно наглядным образом, при помощи самых простых, удобопонятных для детей объяснений, не преподавая собственно отдельных наук, напр: физики, зоологии и т.п. Второй курс должен состоять уже собственно из естественных наук, физики, зоология, ботаники и проч. Первый курс может быть введен в младших трех классах гимназий, второй в старших четырех. Относительно старшего курса возник вопрос, в какой последовательности должно расположить отделения науки по классам: преподавать ли сперва зоологию, потом ботанику и под конец минералогию с геологией, или наоборот, не начинать ли с минералогии и оканчивать зоологией? Здесь мнения разделились почти поровну, хотя большинство высказалось в пользу первого порядка. Химию признано необходимым преподавать в гимназиях, хотя и в более ограниченном объеме сравнительно с физикой. Относительно объема преподавания, решено было так, что по изложении существенных частей каждой отдельной науки, из систематики проходить в каждой науке подробно только самое небольшое число групп, например: из зоологии – млекопитающих, из ботаники – несколько семейств явнобрачных и т.п., проходя все прочие группы только в кратком общем обзоре. Впрочем, справедливость требует заметить, что на обсуждение объема преподавания осталось в заседании слишком мало времени.

После обеда, почти все присутствующие отправились на экскурсии, геогностическую и ботаническую, к берегам Днепра, а потом собрались на рыбную ловлю на одном из днепровских рукавов. Утро же этого дня, до 11 часов, посвящено было обозрению анатомического театра и осмотру новых препаратов, полученных профессором анатомии.

5-й день, 16-го июня. Второе научное собрание. Г. Рогович прочитал перечень дерев и кустарников, растущих в губерниях киевского учебного округа. Медик г. Крыжановский изложил свои замечания о камнях, образующихся в разных частях человеческого организма. Прозектор г. Коперницкий – исследования свои о славянских черепах. Из исследований этих, составляющих, впрочем, еще только начало требующего больших пополнений труда, оказывается, что славянское племя значительно отличается, размерами черепа от других европейских племен, и что разные отрасли славянского племени: Великороссияне, Малороссы, Поляки и проч., имеют также некоторые краниологические отличия друг от друга. Профессор Гюббинет показал и объяснил употребление глазного зеркала, очень распространившегося в последнее десятилетие между медиками. По недостатку времени, приготовленная к чтению статья г. Кесслера отложена до последнего заседания.

После обеда, желавшие были приглашены для обзора оранжерей ботанического сада.

(Окончание впредь.)