Все беспорядки, производимые в последнее время в юго-западных губерниях небольшею частичкою поляков, вытекают кажется из следующего изумительного парадокса. Этот край принадлежит полякам, а мы поляки, следовательно этот край наш.
Мы не будем повторять доказательств нелепости этого положения, ни уверять, что большинство здешних католиков не имеет ничего общего с поляками, а суть только окатолизированные русские, но посмотрим, как говорит об этом здешний уроженец г. Антонович в 7 книжке «Основы». Свидетельство г. Антоновича, для нас потому особенно важно, что он католик, но как человек знакомый с историей, не называющий себя вследствие этого поляком. Отвечая на подобное мнение, проявлявшееся в польской журналистике, он говорит: «Этим публицистам хочется доказать невозможное, а именно, что край, лежащий между Карпатами и рр. Вепржем, Припетью и Днепром, и теперь, и искони был край польский. Но известно, что простым научным путем не докажешь невозможного, ни очевидно ложного положения, - поэтому необходимо прибегнуть к суждениям a priori да к брани вместо доказательств. Попробуйте начать с ними полемику - у них никогда не окажется недостатка в такого рода доказательствах… Если кто-нибудь осмелится взглянуть на прошедшее с иной точки зрений, представить статистику края, или издать акты, несовпадающие с целью и взглядом этих господ, тот разумеется, в их глазах мечтатель, фанатик самый бессовестный, человек подкупной, издающий фальшивые акты и т.п. Так недавно несколько польских журналистов обвинили в подлоге всю киевскую комиссию для разбора древних актов… »
И так, что же общего между этим краем и Польшею? Какой смысл во всех этих воззваниях, средневековых церемониях, пениях гимнов и пр.? По нашему мнению ровно никакого. Недостаток серьёзного образования, старые, отжившие свое время поверья, да несколько экзальтированных голов, увлекших толпу - вот и вся история. Несмотря на статьи некоторых знаменитых недобросовестностью польских газет, высчитывающих убитых и раненых в Киеве, ближайшее начальство не смотрело на некоторые театральные выходки, польских ажитаторов как на что-то серьёзное, и почти не преследовало их, предполагая, что все беспорядки, как не имеющие никакого смысла, сами улягутся. Но дело пошло дальше. Пение гимна и терпимость, так экзальтировало массу молодёжи, что она начала позволять себе выходки, нарушающие общественную безопасность: за личное мнение, за разумный довод, несходящийся с их понятиями, они начали преследовать говоривших, и угрожать им кулаками. Спорить с подобными лицами и прежде было невозможно, а теперь даже опасно. Кроме того 9 октября по выходе их костела они избили до полусмерти полицейского чиновника, подозреваемого ими в шпионстве. Подобные вещи конечно не могла быть терпимы, и 10 октября, было произведено более двадцати арестов.
Может быть «Czas» и другие польские газеты назовут это тиранством, а посаженных под арест произведут в мученики и страдальцы за правду, но смеем уверить их, что киевское общество не разделяет подобного убеждения. Оно бы пожалуй еще помирилось с эффектными обстановками, средневековыми народами, пением гимнов и другими аномалиями в современном обществе, но только тогда, если все это не нарушает общественной безопасности и свободы личности. Оно например считает закрытие университета величайшим несчастием для края и для сохранения его охотно пожертвует несколькими зарапортовавшимися личностями.
А впрочем кому здесь не нравится – так дорога открыта на все четыре стороны. Quod licet Jovi non licet bovi - может быть то, нам кажется смешно и нелепо, в Кракове или Ленчице будет иметь какое-нибудь значение и смысл.
П-х-в.