15 июля 1861 года, явились в Кирилловское богоугодное заведение сестры милосердия, для служения страждущим умопомешательством. Сюда прибыли они по распоряжению княгини Васильчиковой, от которой получают и вознаграждение за свои труды. Ее Сиятельство, весьма часто посещая дом ума лишенных, пришла к мысли, что учреждение при нем общин сестер милосердия весьма благотворно будет для людей лишившихся рассудка. И пятинедельное служение сестер милосердия ума лишенным на деле показало, как важно и благотворно это учреждение княгини Васильчиковой. Пособие врача, ежедневно оказываемое ума лишенным, имеет значительную опору в искренне христианском участии сестер милосердия к положению каждого больного. Сестры милосердия, находясь неотлучно при умалишенных, следят за всеми переменами их физического и нравственного состояния, видят нужды и потребность каждого из них и свои наблюдения с точностью и подробностью передают врачу, два и три раза в день, а иногда и более, посещающему своих несчастных пациентов. Но, кроме этой услуги, которая главным образом должна лежать на надзирателях и фельдшерах, прикомандированных к дому ума лишенных, они оказывают больным свою самостоятельную услугу, которая делалась для них в самом ограниченном виде. Припадки умопомешательства весьма разнятся между собою. Одни из лишенных ума страждут совершенным самозабвением и бесчувственностью ко всему, окружающему их, другие до крайнего безумия веселятся. У некоторых из них проявляется жажда молиться, другим и на мысль не приходит необходимость молитвенного собеседования с Богом. Одни с охотою посещают церковь Божию, а другие противятся даже возложению них крестного знамения. Одни из них слишком много болеют и кричат до того, что крик их всякий раз сопровождается значительным ослаблением телесного организма, другие напротив очень мало говорят, или большею частью молчат. Есть между ума лишенными страждущие объедением и обжорством. Немало между ними и таких, которые забывают, или правильнее не сознают необходимости телесного подкрепления. Одни с охотою принимают приписываемое им лекарство, другие отказываются от всякого медицинского пособия. Из них усвояют себе такие достоинства, каких никогда не имели и не могут иметь, другие нисходят до состояния идиотизма. Есть между ума лишенными страждущие апатиею к родным и есть такие, которые нападают иногда с бешеной яростью на всякого и стремятся на разрушение всего. Каждое из этих несчастных состояний в различное время или уменьшается, или увеличивается. Впрочем нередко случается, что одно состояние сумасшествия переходит в другое, совершенно противоположное ему, наприм. состояние крикливости переходит в состояние молчания, безумное веселье - почти в омертвение физических и нравственных сил.
Какого бы рода ни было состояние сумасшествия, сестры милосердия одинаково внимательны к каждому ума лишенному. Для развлечения приходящих в совершенное самозабвение и бесчувственность ко всему, они учреждают различного рода игры на благотворительные суммы ее сиятельства. Их возбуждают они к различным физическим занятиям, а некоторых из них заставляют читать, или сами читают для них книги религиозного содержания, а по преимуществу псалтырь. Такого рода воздействиями сестры милосердия если не приводят своих пациентов к самосознанию, то по крайней мере на несколько минут останавливают их внимание на предмете предлагаемого занятия. Благотворность этого воздействия никто не станет оспаривать. Безумную веселость и крик сестрам милосердия удается останавливать чрез представление каких-либо занимательных вещей, или внезапное приказание замолчать. Постоянную болтовню они останавливают заботливостью сосредоточить внимание больного на каком-либо любопытном и важном предмете. Почти всегдашнее молчание больного они врачуют любезным обращением с ним, сердобольностью к его горькому положению и интересными рассказами, вызывающими в ума лишенном сперва любопытство, а потом (хотя отчасти) развязывающим его язык. Безумную ненависть к родным они стараются ослаблять припоминаем тех родственных забот, кои были оказаны ими при здравом их состоянии и того внимания, которым они пользуются от них во время болезни своей. Когда некоторые из ума лишенных с бешеной яростью нападают на кого-либо, или стремятся на истребление предметов, их окружающих, сестры милосердия заботятся, чтобы эти припадки были приостанавливаемы мерами самыми кроткими и благоразумными. Теперь очень редко случается видеть сумасшедшего одетым в так называемые рукава.
Объедение и обжорство они умеряют благоразумною распорядительностью при принятии ума лишенными пищи. Отказывая больному в излишнем употреблении пищи, они тем самым заботятся вызвать в нем крайней мере инстинктивное сознание касательно не удовлетворения безумной страсти к обжорству. Не сознающих необходимости в телесном подкреплении они с настойчивостью возбуждают к принятию пищи, а крайне ослабевших кормят и поят собственными руками. Случалось прежде, что от последнего рода больных, пища – по причине мнимого недосуга или лености служителя, принималась во всей целости, или ее похищали страждущие обжорством и не имеющие никакого сострадания к больному, невольно возбуждающему жалость в каждом человеке; но, при надзоре сестер милосердия, труднобольной, если и не имеет позыва к пище, воспользуется ею, хотя несколько. Для тех, у коих проявляется святое желание молиться, они бывают самыми усерднейшими руководительницами, в них они и поддерживают молитвенный дух, и дают ему доброе направление, и заботятся возвести их молитвенное настроение до возможной степени сознания. Напротив, кто из несчастных страдальцев дома ума лишенных совершенно забывает о Боге и существеннейшей обязанности христианина молиться, тем они убеждают (хотя под диктовку их) произносить краткие молитвы к Господу нашему Иисусу Христу и Преблагословенной Богородице и Приснодеве Марии. Сих последних, да и других (кроме страждущих буйством) они приводят в церковь Божию и убеждают знаменаться крестом Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и ложить земные поклоны. Отказывающимся от лекарства они, несмотря ни на какое сопротивление, стараются аккуратно подавать медицинское пособие. Усвояющим себе слишком большие достоинства, сестры милосердия не опустительно твердят о настоящем положении их в обществе, а доходящих до идиотизма, которые по преимуществу возбуждают к себе сострадание каждого человека, они также рачительно присматривают, как только может присматривать мать свое дитя, подверженное тяжкой болезни. Случается не редко, что сестры милосердия некоторых из дому ума лишенных переводят в свои квартиры для того, чтобы сколько возможно тщательнее следить за всеми припадками их и безостановочно пробуждать в них сознание.
Но кроме служения при доме ума лишенных, сестры милосердия часто принимают на себя труд облегчать горькое положение и пользуемых в Кирилловской больнице от обыкновенных болезней. Приветливое обращение с ними сестер милосердия, не лицемерное сострадание к ним, утешение их с обнадёживанием на благополучный исход болезни - суть такой бальзам, который самому лучшему врачевству сообщает более целительности.
Весьма недавно сестры милосердия вступили на служение, указанное им княгинею Васильчиковою, но и в столь короткое время успели показать, сколь необходимо служение их на указанном им поприще и как благодарны должны быть княгине все, кто искренно сочувствует страждущим умопомешательством. Дай Бог, чтоб энергия, с коей сестры милосердия начали свое служение, не только не ослабевала, но еще более и более возрастала. Конечно, эта энергия постоянно будет возрастать, потому что ее будет поддерживать, согревать и одушевлять княгиня Васильчикова, которая никогда не знает усталости и не щадит никаких издержек, приводя к надлежащему совершенству каждое из своих благодетельных учреждений в г. Киеве.
Свящ. Петр Орловский