А). Новые реформы во Франции.
Гг. Фульд, снова призван трудными обстоятельствами и волею императора Наполеона к управлению министерством финансов. Представленный г. Фульдом мемориал, одобрен императором в письме к министру внутренних дел. Приводим это письмо:
Г. министр! пишет император, мнение высказанное г. Фульдом в совете министров и представленную им записку о нашем финансовом положении, я разделяю совершенно. Всегда, как вы знаете, желанием моим было дать бюджету определенные пределы и эти желания высказываемы были мною несколько уже раз в совете министров.
К несчастию непредвидимые случайности и возрастающие потребности, препятствовали до сих пор исполнению этого желания. Единственным же средством к достижению этой цели, есть отречение от присвоенного мне права назначения в отсутствии палат новых займов. Такая система без вреда для государства приложима быть может, если при отчетливом рассмотрении возможной экономии искреннее изображение действительных административных нужд покажет законодательному корпусу необходимость предоставления больших средств различным отраслям государственной службы. Уведомляю по этому вас о намерении моем созвать 2 декабря сенат, с целью объявить ему мое постановление отказаться от права назначения прибавочных или экстренных займов в отсутствии палат. Это постановление составит часть Senatus consulti, которая определит бюджет для различных административных ведомств.
Этим отречением от права, присвоенного даже конституционным государям, я надеюсь принести пользу финансовому ведомству. Будучи всегда верен моему происхождению, не могу считать преимущества короны как ненарушимую святость или как наследие моих предков, которое прежде всего в целости я обязан передать моему сыну.
Но как избранник народа и представитель его интересов, я уступаю без сожаления каждую мою не приносящую прямой пользы общественному благу привилегию, также само как твердо сохраню в моих руках каждое право, которое необходимо для спокойствия и благосостояния государства.
Компьен 12 нояб. 1861.
Наполеон.
Записку, о которой император Наполеон упоминает в письме к министру внутренних дел, мы приводим здесь также.
Ваше Величество!
Вы дозволили правительству принять в отношении к законодательному курсу обязательство представить сенату проект реформы сенат-консульты от 25 декабря 1852 г.
По случаю этой реформы, я осмеливаюсь представить мои замечания, которыми меня снабдил опыт и преданность престолу.
Ошибки и недостатки системы управления нашими финансами, в настоящую минуту когда В. Величество представили этот акт на утверждение сената, нынче уже не существуют. Но дабы еще достойнее оценить всю важность вашего постановления, я считаю необходимым воротиться несколько к прошедшему.
При предшествовавшем правительстве, палата депутатов стремилась к овладению администрацией во всех ее формах. Стремление это обнаружилось преимущественно в натянутости, с какой старались определить назначение различных сумм требуемых государственною службою. Статьи бюджета, не очень многочисленные в основании, постепенно увеличивались. Так как бюджет определяем был обыкновенно на 14 месяцев вперед, то нередко случалось, что некоторые отрасли администрации терпели лишения, между тем как другие получали более даже чем следовало бы им. Такая неровная распределяемость производилась иногда умышленно, ибо правительство имело право открыть кредит добавочный без предварительного одобрения палатами и министры во избежание лишних прений ограничивали часто свои требования. Порядок счетоводства не дозволял дабы излишек от капиталов назначенных для известной какой-нибудь части государственной службы, мог быть обращаем на удовлетворение потребностей другой части, так что наконец некоторые источники кредита были уничтожены, а напротив открывались новые.
Отсюда произошли затруднения при поверке финансового положения, а также невозможность удержать равновесие между государственным активом и пассивом, иначе как посредством государственного долга и финансовых операций.
Вскоре после революции 1730 г., когда власть парламента значительно возвысилась, явились новые требования. Вследствие которых произошло разделение бюджетов на большое количество отделений, которое записывалось в бюджет тех отделений, для которых правительство имело право назначать кредит в отсутствии парламента. Это совершенно лишнее, ибо роспись эта при непрерывной борьбе министров, с финансовыми комиссарами заключала под конец больше 75 отделений.
Сперва трибуна, потом пресса вооружилась против администрации финансов и заподозрила ее даже в общественном мнении. Финансовая реформа явилась как орудие против правительства.
Печальные последствия этой парламентской борьбы послужили уроком для следующих правительств. И потому в числе прочих реформ, вводимых в конституции с 14 ген. 1852 г., император требовал прежде всего реформ в системе государственных финансов.
Император не забывал вероятно, что вину за недостаток путей сообщения следовало приписать участию палат в администрации. И в самом деле проекты представляемые правительством отвергаемы были или по случаю означения линий или по случаю времени назначенного для льгот. Одни желали чтобы постройка железных дорог поручена была обществам, другие требовали дабы правительство само занялось этим делом.
Проект сенат-консульты от 25 дек. 1852 г. постановил, что все общественные работы, именно те, которые указаны законами 3 мая 1841 г. и 21 апр. 1832, будут приводимы силою императорских декретов наравне с прочими общественными предприятиями. Кредит, назначаемый для этих предприятий и работ, назначался согласно установленной форме для экстренного кредита.
Сенат изменил этот проект. Право установления кредита на основании декретов. Сенат ограничил и распространил его только на работы производимые на счет издержек правительства, присоединялись субсидии или обязательства казны, кредит мог быть определяем только на основании закона изданного прежде начатия таковых работ.
Касательно же бюджета, то в силу §§ 12 сенат-консульты постановлялось представлять таковой бюджет законодательному корпусу по статьям и главам, но с тем, чтобы одобрение производилось по отделениям. Бюджет же каждого министерства в отдельности должен был быть определяем императорским декретом. Наконец в силу того же самого §§, правительству предоставлена власть переносить суммы из одного ведомства в другое посредством точно таких же декретов. Сенат предоставляя новый источник правительству делал это с той целью, дабы правительство не имело надобности прибегать к добавочному кредиту.
(продолжение в след.№)
-----
Журналистика ныне исключительно занята новыми постановлениями французского правительства. В Париже реформы эти произвели хорошее впечатление, так Journal des Debats высказывает общественное мнение следующим образом: вторичное важное улучшение показывает нам, говорит эта газета, что недаром наша конституция признала себя способной принять реформы. Тем охотнее же будем терпеть недостатки системы наших органических законов, так как письма от 14 ноября 1861, равно как и диплом 24 ноября 1860 г., свидетельствуют, что система эта вовсе не считается неизъяснимою. То обстоятельство, что биржа приняла новые реформы весьма незначительным повышением курса, не доказывает еще нисколько тех подозрений, которые бросают австрийские и прусские газеты и о которых мы скажем ниже. Ибо во первых, событие это еще только вчерашнее, во вторых, ежели биржевые спекуляторы и поняли все значение реформы в администрации финансов совершающейся, то они понимают не менее всю важность нынешнего финансового положения, против которого принимают в настоящее время эти меры. Письмо императора и записка Фульда изображают нынешнее критическое положение вследствие недостатка контроля со стороны палат, но совместно с этим документы эти показывают намерение восстановить такой контроль. Если обещания эти выполнены будут положительным и добросовестным образом, то дела примут самый счастливый оборот и общественное доверие восстановится по прежнему. Постановления эти без сомнения являются предвестниками новой системы, последствия которой с течением времени разовьются в силу самого порядка вещей как в смысле финансов так и в смысле политическом. Так например, расширение пределов власти законодательного корпуса расширит непременно свободу печати. Последнее тем вероятнее, что записка г. Фульда неумышленно быть может даже, доказывает пользу общественного мнения и критики, которым пресса первая всегда дает инициативу. Идеи, которые нынче представил новый министр, неоднократно выказываемы уже были в журналах, и если бы пресса не была так ограничена в своих правах, как это до сих пор было, то советы эти обратили бы внимание общественное и поддержанные общественным мнением были бы выслушаны правительством.
Зато официальные сферы в Вене не с большим восторгом приняли это дело. Особенно неприятно поразил их период, поставляющий против теории легитимизма, теориею народного самодержавия. В этих нескольких выражениях они находят угрозу Европе, а Берлинская находит даже в этих реформах замысел императора касательно близких великих военных предприятий. По мнению этих газет точное распределение государственных расходов и отречение в пользу законодательного корпуса права на определение экстренного кредита, сделано с целью приобрести конституционным путем еще больший в случае надобности бюджет и заем для будущей войны.
Корреспонденты из Вены весьма печальными красками описывают положение Австрии. Мнение даже ревностнейших почитателей конституционного гения Шмерлинга ныне сильно поколебалось. Начинают опасаться, что бы наконец конституционализм в целом государстве не начал принимать те формы, в которых ныне явился в Венгрии. Ослащенное обещаниями распущение Аграмского сейма в действительности означает восстановление Status quo бюрократии в этой стране, которая в случае сопротивления может опереться на военной системе как и в Венгрии. Через несколько дней такая же система введена будет в Трансильвании, потом последует очередь и на остальные провинции. Даже само правительство мало надеется на успех этой системы, но воротиться не может. Казалось что правительство успеет порешить внутренние вопросы до наступления новой войны в Италии, а между тем вопросы эти запутываются все больше и больше, а со стороны Франции появляются опасные симптомы. Австрия подозревает Наполеона III в сговоре с Ратацци на счет Венеции. Причем как слышно, министерский кризис уже приближается к концу. Общественное мнение в Италии формально высказывается в пользу кабинета Риказоли-Ратацци, которых оно обоих считает нужным видеть во главе правления.