(От корреспондента «Киевского Телеграфа»)
В одном журнале, не так давно, я прочитал статью о евреях, вероятно одного из патриотов израильского племени, или из тех жалких людей, которые за деньги торгуют своей совестью, - вся статья наполнена была одними похвалами этому народу. Писать критику на подобные статьи было бы смешно, между прочим считаю не лишним сообщить читателям Киевского Телеграфа происшествие, недавно случившееся в маленьком городке (*), где я постоянное имею жительство.
Один еврей дал знать квартальному надзирателю, что резники бьют городских собак и продают в лавках вместо баранины собачье мясо. Квартальный надзиратель сам или с распоряжения высших властей сделал такого рода распоряжение; отправился с десятскими осмотрет мясные лавки, где действительно нашел трех собак, из которых одна совершенно была очищена и могла поступить в продажу, другие же две еще не были совершенно очищены. Имея улики на лицо, квартальный надзиратель тотчас запечатал лавки и поставил у дверей часовыми десятских, пьяных или трезвых об этом утверждать не могу, потому что не видел. Евреи-резники, чтобы скрыть преступление, ночью вынули у мясной лавки несколько бревен и украли собак, которых бросили в сад, принадлежавший заседателю уездного суда, но люди на другой день увидели и уведомили господина, который просил полицию взять означенных собак для приобщения к делу, какое распоряжение сделала полиция, приобщила-ли собак к делу или сдала в архив для хранения, я не знаю; знаю только то, что моя благоверная жена и дети имели удовольствие кушать собачье мясо, да и большая часть жителей в городе не может пожаловаться на то, чтоб им не удалось отведать собачьего мяса.
По открытии столь казусного происшествия полиция не должна была упустить из виду спросить, где именно были закапываемы или брошены собаки по снятии с них шкур, если предположить, что таковые убиваемы были для одних только шкур, но не для того, чтобы продавать мясо; и этим самим можно открыть следы преступления в этом происшествии, которое заслуживает особенного внимания публики, как новое открытие, а вместе с тем и полезное для бедного класса народа, жаль только, что христианская религия воспрещает употреблять в пищу собачье мясо, но бедность может заставить; если евреи вовсе не из бедности, но из одних только собственных выгод нарушили закон религии, которая строго им воспрещает убивать собак, даже самые фабриканты не должны выделывать собачьих шкур, то почему бедному християнскому пролетарию не употребить в пищу собачье мясо в крайности; для жителей же нашего маленького городка и это не может осуществиться, потому что в городе мало осталось собак, несмотря на то, что еще не так давно по улицам стаями бегали.
Мы шагнули гораздо далее прочих европейских народов. Французы убедились в том, что тюленье мясо может быть употребляемо в пищу, мы же убеждены в собачьем, которое ели по незнанию и оно не принесло большого вреда, только слабонервные женщины получили на некоторое время отвращение от мясной пищи, зато многие из них похорошели, так что теперь в нашем городке можно встретить не одну красавицу. Какое чудное открытие для тех дам, которые употребляют разные косметические средства, дабы сохранить телесную свою красоту; но баранов постигла горькая участь, потому что те резники, которые не содержатся под стражей, отложат на некоторое время производить торговлю собачьим мясом и станут продавать баранов.
Не помню кто из ученых сказал «что есть человеческие головы, которые не стоют бараньей». Правда и я много видал их, но странно только то, что эти три еврейские головы обойдутся им гораздо дороже, чем триста бараньих, если основываться на математических данных: предположите себе, что жители нашего городка сьели триста собак и этим сделали доброе дело - спасли от смерти триста бараньих голов; но эти же самые бараньи головы не больше стояли как триста рублей, а между прочим три еврейские обойдутся им вдвое или втрое дороже. Какая жалкая и необдуманная промышленность алчности еврейкого народа, чтобы положить даром себе триста рублей в карман, должны переносить не только неудобства в жизни, сидя под стражей, но и жертвовать последней собственностью дабы выпутаться из дела и спасти свои головы, собственно для того, чтоб вновь находить непозволительные средства к приобретению. Жалкий еврейский народ и жалкий потому, что самые догматы религии внушают ненависть к християнскому народу, а где религия основана на таких убеждениях, там не может быть любви к ближнему. Подобные случаи, как этот, могут служить порукой, что народ этот еще не скоро прийдет к сознанию человека и потому не принесет пользы стране, в которой пресмыкается, но еще вносит элемент зла. Австрия - живой пример и других доказательств не нужно.
До настоящего времени, как по следствию полиции так равно и коммиссии, учрежденной по этому делу, не открыто следов явного преступления, но благодаря вниманию начальника края, который, заботясь о благе народа, прислал благонадежного чиновника, дабы вместе с уездным стряпчим и судебным следователем по делу этому произвести строгое следствие, то мы не можем сомневаться в том, что преступление будет открыто, невзирая на то, что сначала полицией не было принято надлежащих мер к открытию злоупотребления, но почему не было, то это известно одному Богу, нам же, смертным, можно только предполагать.
Трифон Папирня
(*) Нам положительно известно, что это происшествие, которое достойно чтоб его перепечатали во всех журналах и газетах, было в г. Радомысле (Киевской губ.) для исследования которого назначена строжайшая коммиссия и из Киева отправлен по этому делу состоящий при Киевском военном генерал-губернаторе чиновник по особым поручениям г. Чичурин.
Ред.
Письмо из Бердичева
(От корреспондента «Киевского Телеграфа»)
С 11 на 12 число настоящего декабря убит еврей Шимон Блитман, проживавший в Обуховской корчме, что на почтовой дороге в Райгородку, под Бердичевом; - равномерно найдены в той же комнате убитыми жена его Рыся, дочь Рейзя 7 и Сура 4 лет, грудной младенец Янкель и крестьянка Варвара Гордиенкова. Все шесть жертв пали под ударом топора. Хозяин Блитман лежал на земле с разбитым черепом, разлетевшимся в дребезги, на кровати лежала жена его Рыся, держа в левой руке грудного младенца, а правой рукой по видимому охраняла двух старших детей. Все они убиты топором в голову, как у крестьянки Гордиенковой лицо и голова оказались разбиты на мелкие части. Разбойники вероятно пребывали в корчме довольно долго. Окровавленной постелью, на которой спал хозяин, закрыты окна, дабы свет огня не мог быть виден на дорогу. На столе найден кожаный мешок, в котором хранились деньги. Посредине комнаты сложено в кучу несколько деревянной домашней утвари, уже обгоревшей, и солома. Вероятно разбойники, совершив это ужасное преступление, желали произвести пожар и, уходя, зажгли приготовленный костер, который, разгоревшись до половины, потух. Видно, что разбойники действовали хладнокровно и достаточно времени имели позволить себе и шалость, убив находившихся в избе кошку и курицу.
К открытию преступников приняты полициею самые деятельные меры и в тот же день, по распоряжению уездного суда, назначена особая следственная коммиссия.
Н. Горнберг
14 декабря 1861 г.