13 января.
Лондонские газеты публикуют целую дипломатическую переписку, относящуюся к англо-американскому вопросу. Читатели более или менее ознакомлены со всеми важнейшими частями этой переписки. Перепечатывать же ее целиком мы считаем лишним и главное несоответствующим узким размерам нашей исключительно местной газеты.
Г. Савард в последней депеше своей к французскому посланнику г. Мерсье пишет, что надеется на содействие морских держав к созванию сейма, который бы на будущее время ясно определил права служащие нейтральным державам. Jnd. Belge присовокупляет к этому известию что русский посланник в Париже гр. Киселев сообщил г. Тувенелю ноту, в коей Санкт–Петербургское правительство считает полезным обратить внимание Европы на этот предмет.
Но самым важным фактом в текущих политических делах есть тронная речь прусского короля при открытии парламентских заседаний. Прусские журналы оценивают ее различно: органы феодальной партии весьма ею довольны. Либеральная же журналистика удивляется почему в ней не упомянуто о требованиях, которым необходимо должна подвергнуться палата господ, без чего нельзя провести никаких либеральных проектов. Кроме того либеральные журналы недовольны тем отрывком речи, в котором говорится о военном бюджете. Наконец партия умеренных радуется обещаниям короля ненарушимо сохранить конституцию.
Дела Италии начинают возбуждать внимание Европы. Опасения, высказываемые изредка нами, начинают получать некоторую долю вероятности. Воинственная речь императора Франца Иосифа к австрийским войскам в Италии, его предсказания об опасностях, к которым должны приготовится защитники Австрии, не на шутку тревожат общественное мнение и доказывают, что Австрия ждет важных событий в Турции, хотя опасения меньше, но и уверенности в сохранении мира не много. Всяк рассчитывает, что близкая развязка римского вопроса повлечет непременно важные происшествия на полуострове. Отношения Франции к Риму те же, а может быть даже и хуже чем прежде. Отъезд г. Шиги в Париж имеет не совсем благоприятное значение. – Объясняют, что отъезд его отсрочен был по той причине, что нунций не желал присутствовать в официальном поздравлении, которое дипломатический корпус по обыкновению приносит на новый год императору. К тому же Монсиньор Шиги не долго пробудет в Париже и как уверяют некоторые газеты, отправится к другому двору в качестве папского нунция.
Французский законодательный корпус останется еще и на этот год в том же составе. Новые выборы будут в следующем году. В Париже ждут с нетерпением тронной речи императора Наполеона, в которой надеются найти программу будущей политики Франции.
На Ливане возобновились старые беспорядки. Французское правительство получило неблагоприятные вести о возрастающей агитации в этом крае. Маркиз де-Мустье кажется имел на днях представить Порте ноту с целью обратить внимание ее на положение Ливана. Французское правительство советует Порте взять заблаговременно надлежащие меры против повторившихся беспорядков.
Англия. Подтверждает весть о путешествии принца Валлийского на Восток. Королева одобряет это намерение; план путешествия начертан еще при жизни покойного ее супруга.
10 т. м. В Саутамптон вошел вооруженный североамериканский винтовой фрегат Tuscarora, как кажется с целью защитить американские суда от нападений корсаров Южных штатов, а в особенности корабля Nashvillе. Последний спокойно стоял на якоре, намереваясь на следующий день сняться и выступить в путь. Ночью трое, т. е. два матроса и один офицер из фрегата Tuscarora, подсматривали за всеми движениями Nashvill, дабы тотчас же дать знать своему фрегату как только Nashvilla снимется с якоря. Заметивши это инспектор порта изгнал их оттуда. Nashvillе немедленно отправился в путь.
Не смотря на развязку американского спора, английское правительство продолжает вооружения в Канаде; посланные войска останутся там до окончания войны между Северными и Южными штатами. Составляются постоянно новые полки волонтеров, и воздвигаются укрепления границ по преимуществу же тех, на которые прежде всего должно опасаться неприятельских нападений.
Америка. Два южноамериканские пассажира, схваченные на английской шкуне Евгения Шмидт, называются Зашивы и Рожер. Газета New York Evening Post говорит, что хотя корабль этот и поднял флаг Великобритании, но капитан североамериканского корабля полагал, что имеет дело с южноамериканским кораблем, принадлежащим обоим вышепоименованным лицам.
Франция. На будущей недели должно состоятся собрание депутатов с целью, обдумать роль, которую придется взять в прениях относительно адреса. Рассуждения не будут иметь политического характера и относятся к финансовым вопросам и новым налогам.
Положительно утверждают, что г. Фульд обнародует 27 января свой финансовый отчет, который до сих пор храним был в величайшей тайне. Ходят слухи, что назначен новый налог на экипажи.
Недавно в министерстве иностранных дел происходила конференция между г. Тувенелем, лордом Коули и г. Мон. Полагают, что предметом совещаний были дела мексиканские.
Австрия. Слух о назначении венгерского канцлера г. Форгача вместо Шмерлинга статсминистром лишен всякого основания, также как и слух о назначении трансильванского канцлера г. Надасды венгерским канцлером, а г. Геринчера канцлером трансильванским.
Wiener Ztg. Уведомляет, что император желает ввести важные перемены в морском ведомстве.
Чешские журналы требуют от славян австрийской монархии, что бы не принимали никаких распоряжений правительства писаных на немецком языке.
Уверяют, что Франция уведомила австрийское правительство, что наступил наконец час где необходимо, что бы оно подействовало своим влиянием на неаполитанского экс-короля и уволило ее от печальной необходимости принять меры понудительные. Уверяют, что кн. Меттерних переслал в Вену это желание Франции. Адресоваться же прямо через кн. Граммона французское правительство не хотело, потому что это имело бы характер в таких делах строгой формальности.
С недавнего времени стали появляться в газетах намеки на счет забот Венского и Лондонского правительства с целью войти в близкие политические отношения. – Лорд Пальмерстон, как уверяют, сделал чуть ли не сам первый шаг к сближению. В сферах обзнакомленных с тайнами дипломатии утверждают, что переговоры Австрии и Англии относятся во первых к турецкому вопросу, на счет которого ежели обе державы согласятся удовлетворительно, то Англия примет некоторые обязательства в случае новой итальянской войны.
Утверждают, что нельзя вполне надеяться на переговоры в которые желает вступить Венское правительство с Венгрией. Большинство последней, репрезентированное партией Деака, на за что не отступит от выраженных в адрес требований; принять же таковые Австрия не расположена нисколько в нынешнее по крайней мере время, когда она больше кажется опирает свои надежды на храбрости армий, чем переговорах с оппозиционной партией.
Италия. Из Турина пишут; дипломатические сношения между нашим правительством и Францией кажется улучшились. Доказательства эти находим в инструкциях данных ген. Гойону, кроме этого факта другие обстоятельства доказывают то же самое, именно скорое заключение торгового тракта и полная дружбы и расположения политика г. Бенедетти в отношении к кабинету Риказоли.
Читаем в одной из неаполитанских корреспонденций: извержения Везувия еще продолжаются. Густой дым поднимается столбом, но тучи пепла уже не так густы. Ядовитые испарения причиняют болезни, иногда даже и смерти. На счет бандитизма получаем благоприятные вести. В Базилакате водворяется порядок. Папское правительство недовольно политикой Франции, спор касательно Алатри продолжается. Город этот важен по своему положению – это ключ Неаполитанского королевства. Обладая им французы заперли бы путь распространению бандитизма в Неаполе. Понятно, что Монсиньор Мероде не хочет лишиться такого важного пункта. Спор говорят зашел уже так далеко, что ген. Гойон угрожает снятием французской опеки со всех папских владений исключая одного Рима.
Последние Депеши.
Лондон, 15 января. Из Нью-Йорка извещают, что в Кентуки готовятся к битве. 60 тысяч унионистов переправились через реку Грин. Армия ген. Гиндмана находится в 15 милях от лагеря унионистов.
Турин, 14 января. Opinione сообщает: шайка Алатри потерпела поражение. Шайка Мария и Аулетта разбиты; 26 бандитов пало в сражении, 18 взято в плен.
Копенгаген, 13 января. Пруссия решилась, кажется разорвать дипломатические сношения с Данией, в случае если в так называемом Датском государственном совете Шлезвиг примет участие.
Брюссель, 15 янв. Jnd. Belge уверяет, что Франция вступила в вторичные переговоры с Англией на счет уничтожения блокады южных портов.
(J. de St. P. G. P. C. H. B.) P. K.