Письмо из Бердичева

(От корреспондента «Киевского телеграфа»).

5-го января 1862 года.

Нет, мне кажется, провинциального города в России, который бы представлял обществу столько разнообразного материала для препровождения времени, как г. Бердичев.

Есть очень много образованных людей между христианами и евреями; есть порядочное (для провинции) театральное здание и труппа не бесталантливых актеров; есть несколько дам, хорошо играющих и поющих, из которых пианистка Р. Г. могла бы, по мнению артистов, занять не последнее место в музыкальном мире, есть отличных устроенных зал, которые так и манят к танцам; есть отличная полковая музыка и несколько других инструментальных оркестров, есть много хороших магазинов с дамскими нарядами последней моды по доступным ценам, книжный магазин, полковая библиотека и кандиторская, в коей находятся лучшие журналы для легкого и серьезного чтения. - Словом, есть все, что необходимо для человека, который хотел бы проводить свободное от занятий время с пользою, а не убивать его за картами.

Но к сожалению бердичевское общество мало пользуется этими удовольствиями: образованные люди никогда не собираются ни для общего чтения, ни для серьезных разговоров; театр всегда пуст и таланты гибнут в бездействии и бедности; о музыке и пении общество не заботится и нужно только такое врожденное влечение к музыке, как наши талантливые пианистки, чтобы при этом общем равнодушии не оставить музыки; полковой и другие оркестры ничего не делают, потому что в Бердичеве мало танцуют; книжный магазин мало продает книг, кандитерская пуста и журналы читаются некоторыми только образованными евреями.

Известно, что после служебных занятий в виде отдыха необходимое взаимное сообщение мыслей, какое-нибудь удовольствие! Но где отдыхать, с кем разделить идеи, где искать удовольствий, когда нигде нет согласия, нет движения, одним словом нет жизни!

Отчего? может быть спросит читатель «Телеграфа»? - А по известной причине, что общество разделено на касты, что оно видит в человеке только вероисповедание и чин: католик избегает православного, что заставляет православного избегать католика; а евреев заставляют избегать того и другого!

И так, в Бердичеве скука и застой! В виде исключения, мы последний месяц провели очень хорошо:

Капельмейстер Полтавского полка Э. Швейгер дал вместе с полковою музыкою в театре концерт, исполнение которого было очень удовлетворительно.

Благодаря содействию нашего современного стряпчего С. Яниковского, в театре был дан хороший спектакль, который несколько обеспечил существование бедных и трудолюбивых актеров.

Наконец у нас было два хороших бала у наших почтенных и заслуженных докторов: Роттенберга и Трахтенберга.

Балы эти обратили на себя внимание присутствием людей всех религий, случайным соединением очень многих хорошеньких и образованных дам из евреек и христиан, необыкновенным оживлением, и главное самым натуральным, без искусственным сближением христиан с евреями; сближение это не по интересу, а по чувству, одинаково говорит в пользу как евреев, так и христиан! Это доказывает, что как бы люди не желали идти назад, или даже стоять на одном месте, время невольно влечет их к прогрессу.

Повторяю, что если бы мы, бердичевские жители, умели пользоваться местными средствами, если бы люди, имеющие вес в городе, хотели сознаться, что они обязаны что-нибудь делать для общества, тогда и многие губернские города позавидовали бы нашей бердичевской жизни.

Н. Горнберг.