Политическое обозрение

31 января.

Французская официальная газета Moniteur напечатала корреспонденцию из Вера-Круз, которая на столбцах правительственного органа имеет значение формального подтверждения тех слухов, какие распускают прочие французские журналы о предполагаемых намерениях императора относительно перемены формы мексиканского правления. - Корреспондент правительственного органа говорит, что иностранный принц без всякого сомнения приобретет легко симпатию тамошних жителей, лишь бы только не принадлежал ни к одному из царственных домов, участвующих в экспедиции. После новой откровенности официальной газеты, никто не станет сомневаться, что императорское правительство думает серьезно о кандидатуре эрцгерцога Фердинанда - Максимилиана. Но является сомнение, что этот проект, на который кажется уже согласилась и Англия, встретит ли хороший прием у венского правительства? Ибо все, что до сих пор говорено было о согласии императора Франца-Иосифа и его брата, весьма подозрительно. Вся австрийская журналистика с редким единодушием восстала против мысли о кандидатуре эрцгерцоге Максимилиана, подозревая в ней скрытое или явное намерение Франции потребовать уступки Венеции.

Против такой замены восстают даже, так называемые, либеральные и конституционные австрийские журналы. Между прочими Ost Deutsche Post так отзывается! Если бы Венеция и Лания Минчио составляли для Австрии простой только территориальный вопрос, ежели бы вопрос состояли лишь в том, насколько сотен квадратных миль увеличивались бы или уменьшались ее владения, - тогда легко можноб было согласиться на всякие комбинации, в Герцеговине ли, на острове Кандии, в Мексике или где бы то ни было. Но обладение за альпийским краем, стоившим Австрии стольких пожертвований, не есть простой только вопрос территориальный, но вопрос, от которого зависит благосостояние целого государства, его жизнь или смерть. С потерею Венеции, Южный Тироль, Истрия и весь берег Адриатического моря навсегда также будут потеряны для Австрии. Не жадность поэтому, но священный долг собственной защиты привязывает нас к Минчио. - Эта же самая мысль руководит Франциею, ибо оттуда открывается для нее путь в Вену, в Ульм. - Кто убежден, что с потерею наших венецианских владений другие провинции австрийской монархии не будут отданы на жертву хищным врагам, тому мы охотно дарим престол Монтезумы и в придачу остров Кандию.

Неудивительно, что при таких отзывах либеральных журналов, венское правительство и слушать не хочет об уступке Венеции за мексиканский престол. Wiener Ztg печатает правительственную ноту, в которой уступку Венеции называет низкою и безрассудною сделкою. Из этого видно, что негоциации, кажется, кончились, но все таки ныне является вопрос, останутся ли они без всякого влияния на дальнейший ход венецианского вопроса?

Телеграфическая депеша из Рима снова подтверждает весть, о которой месяц тому назад мы извещали наших читателей, именно о намерении Папы созвать в мае месяце всех католических эпископов в Рим. Предлогом к этому съезду послужит причтение к лику святых емонских иезуитов. Но на самом-то деле целью съезда будет светская власть Папы. Известие это в связи с последними депешами и затруднительным положением г. Лявалетта пробудило снова в сердцах приверженцев итальянского единства надежду, что французское правительство решится наконец ускорить развязку дела.

Независимо от предыдущих комбинаций, восточный вопрос продолжает выступать из тени. По последним известиям из Константинополя, Турция и Австрия не на шутку опасаются высадки гарибальдийцев на берегах Далмации или Албании. Австрия занимает войсками далматские берега и турецкую границу. Омер паша получил приказание условиться с австрийским генералом Мамула с целью действовать взаимно, против ожидаемого нападения гарибальдийцев. Турецкая эскадра получила приказание крейсировать при берегах Албании и наблюдать в особенности за Антиари и Скадрой, двумя ближайшими пунктами театра славяно-турецкой войны.

Америка. Военный министр в Вашингтоне подал в отставку. Депеша, извещающая об этом факте, не приводит причин. Можем только сказать, что организация армии в с. Америке вперед не подвигается. Болезнь ген. Мак-Клелана ослабила еще больше дисциплину в армии. Одни только немецкие баталионы сохраняют образцовый порядок, и их офицеры отличаются высшими дарованиями. Однако этот перевес племени причиняет новые трудности. Американцы завидуют немцам. За неимением других обвинений, обвиняют немецких офицеров в том, что они - графы, бароны и т. д.

Но если армия находится в бездействии, зато г. Севард и его администрация иностранных дел не имеют минуты отдыха. Г. Севард издал снова две ноты, из которых в одной объявляет, что не принимает участия в экспедиции против Мексики, предложенного ему Франциею, Англиею и Испаниею, а при этом выражает опасение на случай ежели бы Мексика приняла другой образ правления. Вторая нота есть ответ на депешу гр. Рехберга, касающуюся дела парохода Трент. Г. Севард ссылается в ответе своем на официальную переписку с Францией и Англией, из которой Австрия может узнать окончание дела.

Франция. Moniteur напечатал речь гр. Морни, сказанную им 28 т. м. в законодательном корпусе. Почтенный президент говорил о значении и влиянии последних реформ; при чем выразил желание, чтобы члены палаты депутатов оставили обычай читать речи, написанные на клочке бумаги, а говорили бы их на будущее время наизусть, как это ведется в английском парламенте. - Это подняло бы интерес совещаний палаты и влияние ее на общественное мнение государства.

Австрия. В основаниях австрийской внутренней и внешней политики, согласно Oester Ztg., нет новых перемен. - Положение первого министра довольно прочно, и правительство намерено провести прежнюю конституцию.

С целью преобразования морского ведомства гр. Викенбург хочет составить комитет из членов министерства финансов и распущенной морской канцелярии. Комитет имеет задачею составить в самоскорейшем времени проект о реформе морского ведомства.

Князь Меттерних в письме своем говорит о чрезвычайно интимных отношениях между императором Наполеоном и Виктором Эмануэлем; известие это кажется значительно ослабило впечатление последних мирных отзывов французского правительства.

Пишут из Пешта: что день, то новый примирительный проект. Но на все эти проекты и слухи, по той стороне Литавы родившиеся, никто здесь не обращает внимания. Всякий венский журнал долгом считает выступить с своим проектом, подумаешь, вся задача состоит только в выборе, остальное же все уже сделано. Об мире говорят как об лошади, когда ее продают, - ее согласия не спрашивают.

Если же спросите этих господ, на чем они основывают свои надежды на согласие с Венгрией и какие для этого условия - то они вам дадут столько же, сколько и вы сами знаете. Но мы, присматриваясь ближе к делам, знаем на верно, что венский кабинет скорее заключит условие с Китаем или Япониею нежели с Венгрией. Без сомнения правительство имеет многочисленных агентов в Венгрии, но последние не могут ни с кем вступать в переговоры. И ни один из проектов успокоения Венгрии не заслуживает внимания. Говорят о путешествии императора в Венгрию. Допустим, что этому правда, но что из этого будет? Конечно губернатор и правители комитетов будут составлять свиту императора, но наверно ни один из тех, о которых действительно можно сказать, что репрезентируют общественное мнение, не примкнет к ней. Император узнает, что разъехались по домам, что живут за границей, что больны. Проектированное поэтому путешествие не даст никаких последствий.

Пруссия. Прусская либеральная журналистика строго порицает министерский проект об ответственности министров, который в той форме, в которой представлен палате господ, не только не может быть полезным, но напротив может сделаться вредным. - Вследствие чего, как извещает Schl. Ztg., правительство не решилось представлять его палате депутатов.

Италия. Дополнительные выборы в итальянский парламент выпали не в пользу бар. Риказоли. В одной тосканской коллегии значительным большинством избран гр. Монтенелли, личный враг Риказоли. В Форли избрали Маццани, бывшего тосканского министра юстиции. Оба выбора означают ослабление влияния нынешнего кабинета и возрастающее могущество его противников.

Депеша телеграфическая из Рима извещает о новых экспедициях партизанов Франциска ІІ. Сто пятьдесят бандитов под предводительством какого-то Эдуарда Крамера отправились в Бриндизи. Последствием этих покушений будет истощение денежных запасов экс-короля и папской казны, наконец вмешательство Франции, на которой нынче может ответственность ускорить развязку римского вопроса, дабы положить этим конец напрасным кровопролитиям и смутам.


Последние депеши.

Лондон, 1 февраля. По известиям из Нью-Йорка конгресс подтвердил назначение Стаунстона военным министром. Генерал Мак-Клелан обещает потушить восстание посредством новой экспедиции на Миссисипи, но для полного успеха необходимо, чтобы экспедиция могла иметь 19 полков пехоты, 4 полка кавалерии и 7 батарей.

Передают весть, сообщенную каким-то путешественникам в Шикаго, что военный с. американский корабль открыл канонаду по французскому кораблю, который покушался нарушить блокаду орлеанского порта. Американский корабль сделал 11 выстрелов.

Нью-Йорк, 21 января. Официальная депеша из Кентукки извещает, что сепаратисты атаковали при Сомерсете армию унионистов. Сражение было жаркое. Генерал Цолликофер убит. Сепаратисты отступили и соединенные войска заняли их позицию, захватив оружие и неприятельские запасы.

Рагуза, 30 января. Никонор, черногорский священник, принял начальство над инсургентами вместо Вукаловича. Инсургенты и турки стоят друг от друга в шести милях. Стычек однако же до сих пор не было.

Константинополь, 31 января. Вчера происходило совещание представителей 5 государств по сирийским делам - на совещании этом присутствовал фуад-паша.

(J. de St. P. G. P. C. П. В.) Р. К.