Ответ г-ну Папирне (*)

(На письмо помещенное в 98 № «Киевского телеграфа» 1861 года).

(*) Настоящую статью мы получили при следующем письме, от г. А. М. Куперника. Вполне сочувствуя голосу почтенных евреев, как статью так равно и письмо мы помещаем в столбцах нашей газеты.

«Милостивый государь,

Альфред Августович!

Читая письмо г. Папирни из Радомысля, невольно переносишься в средневековые времена. И грустно, и досадно видеть, как г. Папирня свирепо попирает права человечества вообще, а евреев в особенности, руководствуясь стародавним любимым изречением «все евреи мошенники», если трое из них били собак и кормили собачьим мясом.

Пока мы, евреи, чувствовали связанными себя по рукам и ногам, пока слово «честолюбие» было вовсе вычеркнуто из словаря еврейской нации, пока выражение «честь еврейская» вызывало презрительные улыбки, пока наконец сам еврей, его жена, дети и состояние принадлежали средневековым героям вроде г. Папирни - он (еврей) хотя вполне понимал свое внутреннее достоинство, но как презираемое существо, служащее посмешищем самого низшего класса христиан, не смел отражать ему не только силою, а даже не смел гласными вздохами и стенаниями облегчать свою боль от пыток, которым был подвержен бессовестно и с окровавленным сердцем, немо переносил все терзания муки и наругания.

Теперь, когда всемилостивейший наш государь дал уголок в широком царевом сердце и бедным, но верным своим подданным евреям, то горе клеветникам еврейской нации, и горе потому что несправедливые на евреев нападки не обойдутся им безнаказанно; теперь и евреям дозволено заговорить, и печатным словом вызвать всякого из тех героев, которые без разбору и необдуманно посягают обвинять евреев, полагая что одними площадными ругательствами они отделаются. - Нет, теперь, если обвинять, то не бездоказательно по крайней мере.

Я было написал серьезный ответ г. Папирне; но патриоты еврейские признали, что такому господину ближе иронический, чем серьезный тон, и я препровождая при сем статью студента университета св. Владимира г. Шмулевича не сомневаюсь, что вы дадите ей место в столбцах нашей местной газеты.

Примите уверение в истинной моей к вам преданности, с которою имею честь быть.

Ваш

милостивый государь,

покорный слуга

А. Куперник.

-------------------

Да не принесши мзды блудничи, ниже цены песии в дом Господа Бога твоего на всяк обет, яко мерзость суть Господеви Богу твоему и обоя.

Второзаконя глава 23.

Радуйтесь, ликуйте гг. Григорьев, Зотов, Кулиш и прочая братия жидоедов! Под ваше знамя стал новый мощный деятель, к вашему строю примкнула новая страшная сила, - г. Трифон Папирня выступил грозным походом против еврейской народности! Его мощный дух, вероятно несколько озлобленный употреблением собачьего мяса, во всем величии восстал грозою против жалкого племени, и горе, горе тебе о израиль! Нежное ухо провинциального героя оскорблено было похвалами еврейскому народу: нежная душа его - возмущена собачьим питанием, - и жаждет он мести: и разит он без оглядки в порыве благородного негодования, не щадя ни правды, ни смысла, все, что ни попадает под руку: и евреев, как граждан, и догматы их религии, и полицию, и грамматику русскую - всему достается от широкого взмаха кисти г. Папирни. Высоко вы взлетели, о литературно-юный герой - смотрите, низко упадете.

Мы не станем указывать на те места, где г. Папирня уклоняется от законов логики и грамматики. Это не наше дело. Вольно человеку иметь, или не иметь смысла, точно так же как вольно ему знать, или не знать русской грамматики. Но г. Папирня, не занимаясь, решается взвести обвинение в продажной совести на человека, совершенно неизвестного ему, за то только, что последний, на основании известных доводов, известных доказательств, позволил себе похвалить народ, не имевший счастья понравиться г. Папирне. Кажется, после подобного обвинения должны последовать доказательства, пояснения - ничуть не бывало. Г. Папирня находит смешным писать критику на подобные статьи и потому оставляет свое обвинение недоказанным. Эту крайнюю наивность г. Папирни мы себе объясняем одним из двух: или г. Папирня не имеет ни малейшего понятия о силе того обвинения, которое он взводит, или же, верный преданию, что еврея-де и обругать можно безнаказанно, он с редкой недобросовестностью рассчитывает на это. Спрашивается, где же гарантия против таких господ, которые, скрывая свою незавидную личность под вымышленным именем, бросит в вас камнем из-за угла. Высказать что-нибудь в пользу еврейского народа, указать на какие-нибудь нравственные его преимущества, его гражданские заслуги - может только человек с продажной совестью. Так г. Папирня; и мудрено бы было ожидать от вас что-нибудь смышленнее. Другое дело, если б вы когда-нибудь хоть случайно заглянули в историю евреев прошедших времен, или хоть знали современное вам европейское поколение евреев, вы бы увидели, что между ними находятся и ученые, и художники, и артисты, и министры - одним словом люди, приносящие пользу окружающей среде, и следовательно заслуживающие доброго слова. Но г. Папирня принимает как видно за образец нашего народа своих радомысльских сожителей. Это также практично со стороны радомысльского корреспондента, как было бы справедливо с нашей стороны принять г. Папирню за образец толерантности и добросовестности.

Но что значат клеветы на отдельных личностей тому, кто решается произнести свой приговор над целым народом; кто, руководствуясь одним только внутренним влечением, разом отнимает у целого народа способность к развитию, человеческому самомознанию, возможность принести пользу окружающей среде; кто, считая знание истории народа совершеннейшей роскошью, позволяет себе выдумывать небывалые догматы, чтобы потом, на основании этих плодов своей незрелой фантазии, выводить чудовищные заключения. Те стародавние, безумные, чудовищные обвинения, которые уже бесчисленное число раз были фактически опровергнуты, за которые несчастные евреи платили своим семейным счастьем, имуществом, потоками крови своей, - те обвинения снова вышли из под пера пресловутого корреспондента. Но тут нечему удивляться. Для таких личностей, как г. Папирня с братией, не существует печатных логических опровержений; им чуждо всякое понятие о правде, о человечности, об уважении к страданиям и правам не только отдельных личностей, но и целого народа. Им не много далось, с них не много и спросится.

Но что нам особенно больно, в чем мы видим печальное доказательство крайней индиффирентности (если не сказать более) окружающей среды к нашим народным интересам, это то, что подобные личности, как г. Папирня, могут печатно выступать с заявлением своих мнений, достойных варварских времен, не ожидая приговора общественного мнения, не страшась кары общественного суда, а может быть еще и рассчитывая на сочувствие. Литература идет рука об руку с общественной жизнью, и есть ее прямое выражение. Кажный писатель, как бы дики его мнения не были, служит все-таки выражением известного кружка. Согласно этим, по нашему мнению, непреложным законам, мы должны считать и г. Папирню представителем убеждений известного кружка; а если это правда, то наши дорогие надежды (неоднократно высказываемые нашими лучшими представителями) на сближение и братское соединение нашего народа с народом русским, - еще далеко не осуществимы. Печальный, весьма печальный, но тем не менее верный вывод?

Теперь рассмотрим подробнее отдельные места из письма радомысльского корреспондента. Поводом к этому письму было замечательное происшествие: дознано, что 3 еврейских резника кормили жителей вместо бараньего, собачьим мясом. На эту тему разыгрывает г. Папирня свои дивные вариации. Доказывать, как практично, как добросовестно обвинить целый народ из-за трех мошенников - мы не станем; это дело обыкновенного здравого смысла, а мы не намерены исправлять труд матери природы, которой угодно было создать г. Папирню так, а не иначе. Мы также не остановимся на остротах почтенного корреспондента; скажем только, что они чрезвычайно уместны, и в них г. Папирня остался строго верен себе: его остроумие соответствует его грамотности, грамотность - добросовестности, добросовестность - знанию истории и т. д. - Впрочем укажем мимоходом на силу теологических сведений г. Папирни. Им угодно утверждать, что евреям настрого воспрещается убивать собак и даже выделывать их шкуры. Положительно уверяем, что такого закона нет. Но посмотрим самое патетическое место письма г. Папирни. «Жалкий еврейский народ, и жалкий потому, что самые догматы религии внушают ненависть к христианскому народу, а где религия основана на таких убеждениях, там не может быть любви к ближнему. Подобные случаи, как этот (какой? неужели история с резниками?!) могут служить порукой, что народ этот еще нескоро прийдет к сознанию человека (ого! это вы где подцепили?) и потому не только не принесет пользы стране, в которой пресмыкается (какое благородное, человеческое, кстати употребленное слово!), но еще вносит (внесет что ли) элемент зла. Австрия - живой пример (чего?) и других доказательств не нужно. » Действительно, для таких светлых голов, как ваша, может и не нужно, а мы, как люди простые, еще никак не могли понять, что тут за дело Австрии? Признайтесь, г. Папирня, это вы для штуки как-нибудь на угод, всунули сюда Австрию - пусть ее отплачивается, каналья! Сколько нам известно, то в Австрии постоянно расширяется круг прав евреев, а вредных граждан стараются удалить, а не привлечь уравнением прав. Вы говорите о каких-то догматах еврейской религии, проповедующих ненависть к христианам. Позвольте вас спросить, почтенный г. ученый, из каких источников вы почерпали эти драгоценные сведения? Укажите нам их, или мы вынуждены будем применить к вам термин «бездоказательная клевета» - равносильная преступлению. Нет видно нам прийдется с вами повторять зады, так слушайте-ж.

Догмат (как вы говорите) о внушении евреям ненависти к христианскому народу, очевидно не может иметь свое начало в законодательстве Моисея, ибо он был первым, который от имени Бога, установил заповедью (Левит 19 глава, 17 и 18 ст.)

«И да не отмщает рука твоя, и да не враждуети на сонмы людей своих, и возлюбивши ближнего своего яко сам себе. Аз Господь Бог Ваш - да не вознинавидиши ближнего твоего в уме твоем, обличением да обличиши ближнего твоего, и не приимении ради его греха (исход 23 глав. 4 ст.). Аще же срящении говядо врага твоего, или осла его заблуждающее, обратив да отдаси ему. - Аще же узриши осла врага твоего падшее под бременем его, да не мимо идеши с, но да воздвигнети с, с ним (исход 22 глав. 21 ст.). И пришелца не озлобите, ниже оскорбите его: пришельцы бо бьсте в земле Египетстей. (Левит. 19 глав. 33 и 34). Аще же кто прийдет к вам пришлец в землю вашу, не смужите ему. Яко же туземец будет из вас пришлец, иже прийдет к вам, и возлюбиши его як сам себе, яко (и вы) пришелцы бьсте в земле Египетстей: Аз Господь Бог Ваш» и много других подобных мест. Полагать же, что это проистекает от позднейших раввинов, живших после Рождества Христова, может только один г. Папирня, который как видно незнаком ни с историею раввинов, ни с духом его законодательства. Рекомендуем читателям сочинение, написанное и изданное в прошедшем году профессором еврейского и сирийского языков и словесности при С.-Петербургском университете Д. А. Хвольсоном: «О некоторых средневековых обвинениях против евреев». - В этом сочинении г. Хвольсон доказывает: 1) Что во время земной жизни Иисуса Христа, раввинизм уже давно образовался, и что происхождение и распространение талмуда имело место не в христианских землях; 2) часть нравственного учения раввинов перешла в христианство и даже некоторыё из религиозных обрядов раввинов усвоены христианскою церковью, - что позднейшие раввины исключительно занимались раскрытием и толкованием древнего раввинского учения, не прибавляя к нему ничего важного; 3) даже в первом столетии от Рождества Христова к отпавшим от иудаизма христианам ненависть евреев не была ни сильной, ни всеобщей. Доказательством чему служит известная защита апостолов фарисеем Гамалиелем. Этот Гамалиель, учеником которого был знаменитейший из апостолов Павел (1), защищал апостолов от преследований саддукейских священнослужителей, и сказал достопримечательные слова «и ныне глаголю вам: отступите от человек сих и оставте их: яко аще будет от Бога есть, не можете разорите то, да не како богобиерцы обращаетеся» (2) вторым доказательством незлобивости суждений просвещенных служат известные блестящие отзывы ученого фарисея Иосифа Фловия об Иисусе Христе и Иоанне Крестителе (3). 4) что по раввинскому учению евреи обязаны смотреть на христиан, как на своих братьев, и исполнять относительно их все требования гуманности; 5) что многие раввины не знали как превознести благочестие, добродетели и ученость христиан, - словом профессор Хвольсон, в сказанном сочинении всецело омывает пятно, наложенное на евреев безумною фантазиею фанатизма и злонамеренною враждою к евреям.

Столбцы газет слишком тесны для вмещения множества фактов, доказывающих нелепость обвинения г. Папирни, и потому мы ограничимся указанием еще на некоторые только из них. Г. Хвольсон основывает сказанное им между прочим на следующем.

1) Раввины утверждают, что только израильтяне, как потомки Авраама, Исака и Иакова, с которым Бог вступил в завет, обязаны исполнять закон Моисея, а все прочие народы напротив, обязаны соблюдать только семь заповедей Ноевых (4). Те иноверцы, которые соблюдали эти 7 заповедей Ноевых, назывались геретошаб, т. е. чужеземцы, принятием этих заповедей приобревшие право гражданства в Палестине (5). Они должны по раввинским законам во всех отношениях быть поставлены наравне с евреями (6). Вот свидетельство встреченное в талмуде (7): «Кто называется гер тошаб? Тот кто принял эти семь заповедей Ноевых. Раби Мэпр полагает, что должно считать гер тошаб даже и того, кто только отказался от идолопоклонства.» Далее (8) говорится, что должно пещись о пропитании язычника, отказавшегося от идолопоклонства «каждый иноплеменник, принявший семь заповедей Ноевых, принадлежит к благочестивым народам и получит вечное блаженство (9). Если какой-нибудь иноверец знаком с священным писанием, то его должно считать наряду с первосвященником (10). Он по всех отношениях равен еврейским гражданам. Он может покупать еврейских рабов и рабынь, его не доложно даже обходить при наделе землею подобно природному еврею (11). В отношении к иноверцу, исполняющему семь заповедей Ноевых, надобно держаться точно так же, как в отношении к израильтянину, потому что мы обязаны поддерживать подобных людей (12). Раввины даже не требуют от иноверца исповедания безусловного единства Божия; они хотят только, чтобы иноверцы веровали в Бога неба и земли, причем они вместе с этим могут поклоняться и другому существу (13). Профессор Хвольсон, начиная от царя Соломона до самых позднейших раввинов хронологически выводит толерантность евреев в отношении к иноверцам - между прочим приводит молитвы евреев «исконные, в которых евреи и ныне молят Бога о духовном благе и просветлении всех без исключения народов»: приведем из них одну.

«Боже наш и Бог предков наших! Царствуй над всем миром сияньем своим и вознесть над всею землею величием своим; распространи свое влияние над всеми обитателями земли величественным блеском твоего могущества и да познает всякое творение, что ты его создал и да уразумеет всякое произведение, что ты его произвел и да скажет все движущее: Бог Господь Израиля, царствует и царство его всем владеет.»

Еще многими доводоми мы могли бы опровергнуть бездоказательную клевету г. Папирни, но думаем, что приведенные факты достаточно доказывают, что евреи и по раввинским законам должны вести себя в отношении к христианам точно также, как в отношении к своим еврейским собратьям.

В заключение нам только остается сказать г. Папирне, что хотя он ел собачину, но все-таки собаки не съел по знании первых правил азбуки человечности, толерантности и правды.

Я. Шмулевич.

---------------

(1) Деян. св. апостолов. XXII. 3.

(2) Деян. св. апостолов. V. 38 и 39.

(3) В своей archacoligie написанной им в 39-94 г. по Р. Х. кн. XXVIII. Глав. 3 $3. Стр. 876 и След. и Глав. V. $2. Стр. 883. (Изд. Гаверкампа 1726 г.)

(4) Об этих 7 заповедях Ноевых по учении раввинов написано обширное сочинение ученым англичанином Иоанном Сельденом под названием De Jure naturali gentium jux ta disciplinam Hebracorum.

(5) Talmud tract. Aboda-Zara. fol. 64. 6. и Maimonid, Hilcot Jsure Bia 14 и 7.

(6) Решение апостолов, относительно язычников, принявших христианство, почти совершенно согласно с этим постановлением раввинов. Ст. деяния апостолов. XV. 20 и 29.

(7) Tract Aboga-Zara. f 64 b.

(8) Jbid, b. f. 65 a.

(9) Talmud tract. Sanhedrin fol. 103. a u Maimon. Hilcot Melachim. 9. 11.

(10) Talmud. Aboga-Zara. fol. a u Sanhedrin fol. 58. a.

(11) Ezechiel 47. 21-23. Talmud. Aboda-Zara. 10. 2 Hilcof Abodin 1. 6 и т. д.

(12) Maimonid. 9. C. 20-12.

(13) Tesafot к Talm Tract Aboda-Zara fol. 2. Tract Beracol fol. 2 b. Tract Saubedrin fol. 63 b. Rabbi Moses Jsserlis в schulchan. Aruch orach Chaim cap. 133 и Ralbi Eliasch. Из Вильны в его cxohiu на это место $6.