Корреспонденция

Письмо из Житомира.

(От корреспондента «Киевского телеграфа»).

Февраля 7, 1862 г.

В нынешнем письме я намерен сказать несколько слов о базарной торговле в Житомире. У нас нет больших ярмарок; да ярмарки вероятно не удались бы в Житомире, если бы они даже и учреждены были здесь, как когда-то о том поговаривали: потому что местность ярмарок обусловливается не назначением быть ей в той или другой местности, но другими обстоятельствами, которых Житомир лишен. Близость Бердичева, сосредоточившего в себе почти всю торговую деятельность здешнего края, как обилием капиталов, так и обычаем, будет парализовать всякую ярмарочную торговлю Житомира, если бы даже ярмарки и были здесь учреждены. У нас впрочем бывает две ярмарки ежегодно: 27 июля и 14 сентября. На эти ярмарки привозятся произведения сельской промышленности, пригоняется немного скота, и оборот ярмарки едва ли доходит до тысячи рублей. Можно утвердительно сказать, что оборот ярмарок в окрестных местечках Киевской и Волынской губерний выше оборота ярмарок в Житомире. Мне кажется, что оборот в обыкновенные базарные дни, а особливо по воскресеньям, бывает гораздо значительнее оборотов здешних ярмарок.

Сельские жители привозят в Житомир свои произведения три раза в неделю: по средам, пятницам и воскресеньям. Привоз по средам не очень велик, по пятницам уже больше, а самый большой торг бывает по воскресеньям. Установлены ли эти дни издревле или сделались базарными днями по преданию - трудно определить. В другие дни крестьяне окрестных деревень почти не бывают, а потому всякий домохозяин запасается всеми привозными сельскими продуктами в базарные дни. В эти дни торговля съестными припасами производится местными торгашами и торговками, большей частью евреями; таких торгашей и торговок у нас очень много.

Торговля привозными сельскими произведениями сосредоточивается в четырех пунктах. Торговля всякого рода хлебом, который привозится всегда в зерне, производилась прежде на пустопорожнем месте по Бердичевской улице; а с нынешнего года, по случаю постройки на том месте здания для гимназии, она перенесена на площадь в переулке Киевской улицы. Теперешняя хлебная площадь довольно и только с нынешнего года начинает обстраиваться домами и лавками. Одно неудобство этой площади - она еще не вымощена, да и из улиц, ведущих на эту площадь, только одна вымощена. В прежнее время, во время грязи, туда не было проезда, и только в конце прошлого года улицы несколько улучшены возвышением их посредством прокладки фашин. Торговля всякого рода прицею и домашними животными, молочными продуктами, огородными овощами производится на небольшой площади, возле кафедрального собора. Торговля дровами сосредоточивается в самой средине города; на конце - торговля строевым лесом, смолою, дегтем, привозимыми преимущественно из северных частей губернии, а также сеном, соломою, производится на площади нового строения, где находятся и склады строевого леса, принадлежащие исключительно евреям.

Одна только торговля лесом и дровами не подвержена таким колебаниям, какими подвергаются хлеб и сельские продукты. Причина та, что лесов, принадлежащим частным лицам, очень много и дороги, ведущие из лесных мест, большей частью удобны для проезда во всякое время года, даже в грязь. Цена на все хлебные растения подвержена сильным колебаниям. Иногда случается, что в один месяц она бывает ниже и выше на 25%. Это происходит от того, что здесь совсем нет значительных складов хлебных произведений, а все зависит от привоза. Хотя торг начинается рано, но цена хлебу и всякого рода зерну не может установиться до 9 часов, и крестьяне как будто боятся продавать. Но между 9 и 10 часами, когда явится уже довольно покупателей, и крестьяне сообразятся с количеством привезенного, начинается продажа. На все произведения к концу базара цены понижаются, если только привоз бывает велик, потому что крестьянину не хочется везти назад привезенное. Этим пользуются евреи-торгаши, которые тогда все покупают гораздо дешевле. Осенью, вскоре после сбора хлеба и огородных овощей, привоз бывает так велик, что базарная площадь в полном смысле набита возами.

Цены житомирские на хлебные произведения, в сравнении с ценами киевскими, действительно всегда выше. Трудно с точностью указать на причины такого явления. Но отчасти можно объяснить тем, что местность Житомирского уезда и большей части окружающих его уездов больше лесистая, чем полевая, и земля не слишком щедро вознаграждает труд земледельца. Кроме того, улучшенные пути сообщения, по которым можно было бы без больших трудов доставлять хлеб, проходят по местности лесистой, мало плодородной. Староконстантиновский уезд, один из плодороднейших в губернии, доставляет в Житомир немного, потому что Житомир отстоит от него почти на 100 верст; а между тем в нем цены на хлеб гораздо ниже житомирских. Всякого рода хлеб привозится только из южной части Волынской губернии и пограничных уездов Киевской.

Значительных дровяных складов здесь нет, но дров всегда бывает много при хорошей дороге и не в рабочую пору. Поэтому и цены дровам у нас изменяются, смотря по времени года. В рабочую пору, когда крестьяне заняты полевыми работами, дрова дорожают, потому что привоз бывает невелик. Осенью, когда все полевые работы окончены, привоз дров всегда велик, и цены на них уменьшаются. Обыкновенно дрова всегда дешевы в конце зимы; привоз их в это время бывает так велик, что площадь возле обрушившегося собора бывает до того наполнена возами, что трудной пройти. Обыкновенно платят за сажень березовых четырехполенных дров 10 р.; в начале осени и при дурной погоде цена доходит до 12 р., но не более; покупая же возами, прямо от крестьян, не от перекупщиков-евреев, можно сложить сажень дров и за 9 рублей, а иногда и дешевле.

Я не заметил, чтобы здешние евреи-торгаши особенно старались покупать в базарные дни всякого рода произведения для перепродажи, хотя они постоянно шныряют между возами и прицениваются ко всему; да к тому же крестьяне боятся иметь дело с евреем из опасения, что еврей его непременно надует. Но зато они делают вот какие штуки: отправляются по окрестным деревням, иногда верст за 40 или 50 от Житомира, там скупают различного рода птицу, яйца, масло, огородные овощи, хлеб, и, нагрузив один или два воза, с таким запасом являются в Житомир. Разумеется, что чем дальше от города, тем все они покупают дешевле, и, торгуя не в базарные дни, перепродают гораздо дороже той цены, какая обыкновенно бывает в базарные дни. М. Б.