Внутренние известия

Постановление Черниговского губернского по крестьянским делам присутствия. С особенным удовольствием перепечатываем из «Черниговских губернских ведомостей» постановление Черниговского губернского по крестьянским делам присутствия, свидетельствующее о том, как присутствие это ясно усвоило себе смысл и значение мировых учреждений.

Выслушав отношение мирового посредника Папуровского участка, Стародубского уезда, о разрешении вопроса: имеет ли право мировой посредник, по убеждению в том, что приговоры обществ составлены под влиянием должостных лиц, уничтожать эти приговоры, хотя бы они составлены были с соблюдением всех установленных на этот предмет правил. Присутствие определило: право сельских сходов и порядок составления и в некоторых случаях уничтожение приговоров ясно определены в ст. 47 - 57 Общ. Полож.; что же касается предлагаемого г. посредникам вмешательства в дела общественного управления, то вмешательство такого рода едва ли может быть допущено, так как оно, будучи не согласно с правилами высочайше утвержденного положения о крестьянах могло бы иметь неблагоприятное влияние и применение идеи общественной самонадеятельности.

О доносах. Начальник Черниговской губернии, получая неоднократно безъимянные по разным предметам доносы, имеет честь довести до всеобщего сведения, что подобного рода отзывам, имея в виду ст. 50 и 52 т. XV кн. 2 св. зак. (изд. 1857 г.), он не находит возможным производить какие-либо расследования. К этому побуждает его как требование закона, так и убеждение в том, что только открытое и гласное указание на недостатки и злоупотребления дает возможность раскрыть истину, самая же неизвестность имени обвинителя, не говоря уже о трудностях расследования, возбуждает сомнение в чистоте побуждения лица, скрывающего свое имя.

Вместе с тем, начальник губернии долгом считает заявить, что всякое открытое и фактическое указание на беспорядки и злоупотребления, сопровожденное подписью самого указателя, будет принято им с признательностью и с остранением компроментирования лица, обнаружившего зло.

(Черниговские губернские ведомости).

Русская броненосная батарея. В Англии заказана для русского правительства железная винтовая броненосная батарея. Она будет иметь 26 орудий большого калибра, снабжена машиной в 300 лошадиных сил, имеет 3,227 тонн водоизмещения. Наибольшая длина ее 220 фут. Длина на палубе 192 фут. Винтовая броненосная батарея будет довольно длинным и весьма оригинальным судном с весьма полными и плоскодлинными образованиями подводной части. Обе оконечности, носовая и кормовая часть будут выдаваться вперед и назад, подобно нашим прежним канонирским деревянным парусным лодкам. Голова руля будет покрыта броней, так что на воде новая батарея будет иметь почти одинаковый вид как с носу, так и с кормы. Вооружение будет состоять из трех мачт и бушприта. Все любители морского дела с нетерпением ожидают прибытия броненосной батареи в Кронштадт, но еще ничего неизвестно о времени окончания работ. Винтовая броненосная батарея будет вторым железным судном нашего флота: первое - винтовая лодка «Опыт», построенная в С.-Петербурге, отделывается внутри и готовится к весне, с наступлением которой вероятно начнутся интересные опыты.

- В 12 № Саратовских ведомостей за 1861 год читаем: «редакция проекта основания в Саратове университета и необходимые дополнения к проекту в настоящее время уже вполне окончены губернским предводителем дворянства, князем Щербатовым, а потому вслед за приведением к желаемому окончанию общей, более важной государственной реформы, совершающейся ныне в России, то есть когда дано будет надлежащее направление делу первой общественной важности, - тогда приступят к предварительным сношениям, относительно учреждения университета с соседними губерниями, и наконец представлено будет об этом на усмотрение правительства».

Нельзя думать, чтобы учреждение в Саратове университета, который должен иметь великое значение как для соседних губерний с Саратовской, так и для всего каспийского побережья (если не всего кавказского и закавказского края), не возбудило всеобщего сочувствия и, вместе с тем, многосторонних взглядов, почему мы надеемся, что на страницах «Волги» будут появляться частые отголоски на наш призыв дружной разработки этого вопроса. Уверены, что примеру саратовского дворянства последуют и все сословия всех волжских, окских, донских и каспийских губерний и щедрыми вкладами обеспечат открытие и существование будущего учреждения. К сожалению позволяем себе выразить искреннее желание видеть его в печати гораздо ранее представления правительству на утверждение, чтобы всеобщими дружными усилиями, при многостороннем рассмотрении, с помощью современной гласности, проект был доведен возможного совершенства и чтобы приведением проекта в исполнение удовлетворялись все насущные потребности и нужды не одной какой-либо местности, но всего юго-востока России.

В заключение мы предлагаем на строжайшую критику следующее мнение: не будет-ли признано возможным учреждение университета на основаниях совершенно частного учреждения, конечно под покровительством правительства. Пора самому обществу позаботиться об образовании юношества и тем избавить правительство от тяжкой обязанности содержания училищ и школ, если не всех, то по крайней мере вновь учреждаемых. Найдутся профессора, которые содержание будут получать по числу слушателей и которые, перестав быть чиновниками (на годовом жалованьи), совсем иначе взглянут и на свои обязанности и на посетителей аудиторий. Найдутся и слушатели которые, не увлекаясь одной надеждой получить право на чин и некоторые преимущества по службе, устремят всю свою энергию единственно на приобретение научных знаний, которые и положат на алтарь служения богатому и почти нетронутому юго-восточному краю России.