По поводу статьи г. Пищалко (С.-Бургские вед. №6, 1862 г.) «Об улучшении быта наших учителей и училищ»

Как поют, так и дают.

(Любимая поговорка одного дух. лица).

Вопрос об учителях должен быть для всех нас, русских, очень близок к сердцу; но, очевидно, самым чувствительным образом он затрагивает самых учителей, как потому, что о них говорится и от этих слов веет надеждой на лучшее, так и по общим причинам как отцов и патриотов. Но положение учителя или лучше его отношение к грядущему потомству, дает патриотизму - общей причине - особенное значение. Холодность и любовь к отечеству других остается при них самих, не всегда даже переходит от родителей к детям и влияние учителя на питомцев слишком велико; на его совести ложится всякое уклонение от правого пути, потому что достоинства при теперешних обстоятельствах, особенно недостатки, целиком отражаются на них. Искать ли примеров? Числа их с избытком достаточно для того, чтобы я представил этот труд читателю, не рискую затруднить его, а сам обратился к учителям.

Представьте себе уездный город. Его вечно довольная собою знать не бывала дальше уездного училища, не читала больше его учебников; сидит себе в своей конуре да теребит зубы после жирных обедов; сплетничает, чтобы как-нибудь убить время до вечера; там садится за преферанс и убивает время до утра. Эти полезные занятия по временам прерываются звоном рюмок, то скандальными анекдотами, то генеалогией от Яфета своей, от Хама - бывших крепостных (*). Это цвет населения - тот круг, в котором суждено вращаться бедному действительному студенту или просто студенту - т. е. по неимению насущного сухаря не окончившему курса университетского образования. Конечно читатель понимает причину, по которой говорится здесь о бедных. Богатый никогда не бывает уездным учителем как потому, что имеет средства окончить начатое образование, так и потому, что с деньгами почти никто не оканчивает со степенью действительного студента, но или любителем просвещения или уж повыше. Правда

Иной панич на лекции

Ни разу не бывал,

И только чрез протекции

В ученые попал. (**)

Иной же путем найма получает патент, но все же он ученый и водворяется возле самого солнца. Судьба притом так устроила, что именно этим развитием вознаграждает бедняков за претерпеваемые ими лишения, конечно только для того, чтоб сделать их и на будущее более несчастными, хоть и не каждого. Что делать прикажете в этом круге тому, кто ехал сюда с глубоким сознанием своего высокого назначения, с сердцем хоть разбитым лишениями, но неохлажденным ни летами, ни борьбою? После такого круга, как общество студентов, что делать ему здесь? С кем дух перевесть? При тупом взгляде на просвещение смотрят на учителя, как на личность не нужную, и предпочитают ему вольнонаемного писца полиции: и молодому человеку становится тем хуже, чем высшее образование он получил, - чем благороднее стоит он против обыкновения думать так, а говорить иначе. Это, да кое-что со стороны штатных смотрителей - большею частью гробов повапленных - в состоянии сразу охладить кипучее сердце. Иной учитель в самом деле на первых же порах усвояет себе привычки окружающей среды - сначала искривясь, а там - привычка великое дело. Иной же напротив, выделяется из общества и смотря по характеру избирает одно из двух: или запирается в своей квартире, или, полный веры в себя, в прелесть истины, в людей и особенно женщин, бросается на женитьбу, думая отыскать друга. Но в том и другом случае исход один - если не окончательное падение, то непременно окончательная омертвелость.

(Окончание впредь).

--------

* Это в Малороссии.

** Из ходячей песни.