Архів старих газет
 ---------------------------------------------------
www.oldnewspapers.com.ua
Ціна 2гр.
 ---------------------------------------------------




По поводу донесения ревизионной комиссии об отчете общества днепровского пароходства за 1861 года

Боже хвалу тебе воздаю, яко несмь, яко же прочие человецы хищницы, неправдницы, прелюбодеи (1).

Так начинает свою молитву евангельский фарисей. Так или почти так оканчивает восхваление правления общества днепровского пароходства донесение ревизионной комиссии, помещенное в №93 Северной пчелы. - Вот как сладко поет оно: «система и степень контроля, которому подчинены конторы, Кременчугская и Киевская, вполне гарантируют от упущений и произвола, так сильно поколебавших дела многих акционерных обществ, имеющих правление, подобно нашему, не на месте действия».

А за тем по ревизии, основанной на бумагах и документах (2), оказывается, что «конторские книги ведены правильно и верно, цифры прихода и расхода, показанные в отчете, согласны с книгами о денежных суммах находящихся в кассе целы», одним словом все тишь да гладь да Божья благодать.

Все прекрасно. Ревизоры довольны, директоры тоже, не знаю только довольны ли акционеры, что из ста слишком тысяч валового дохода они получили круглый дивиденд - 0.

Однако позвольте гг. Как же это, неужели барыша то вовсе нет? Напротив ответ наш показывает 32 т. прибыли, но правление так аккуратно расписывает ее на разные ..., что акционерам не остается ни копейки. - Вполне соглашаясь с необходимостью показанных правлением отчислений в запасной и обратный капиталы, мы обратим внимание гг. акционеров на отчисление под рубрикою: «списывается на погашение стоимости пароходов, судов и имуществ 5% - 12373 руб. 79½ коп.»

Списывание процентов стоимости вещей из барыша есть бухгалтерский фокус-покус для улетучивания акционерных капиталов. В самом деле, ежели есть барыш, то он выражается известной суммой денег, куда же улетучивается эта сумма денег при списывании оной с ценности вещей? Г. Севастьянов, в полемике своей с правлением общества Кавказ и Меркурий уже указал на такое улетучивание денег списыванием процентов.

В то же положение ставит нас и отчет днепровского общества, не показывая куда девался этот списанный капитал, но мы кажется счастливее г. Севастьянова, мы кажется поймали кончик этого капитала (3). - Вслед за балансом стоит таблица стоимости пароходов на 1862 год. - В таблице этой списанные проценты опять написываются на пароходы в виде расходов при переделке буксирных пароходов в пассажирные, правда, эта запись представляет только 11787 р. 48 коп. Таким образом мы не находим концов 946 р. 31½ коп., но уж Бог с ним, может быть где-нибудь лежат, в какой-нибудь кассе.

Посмотрим теперь на расходы обращения буксирных пароходов в пассажирные: «Товарищ» - пароход старый и сами директоры говорят, что машина на нем дурная, однако на него употреблено 2752 р. 46 коп., мы его после переделки не видали и потому говорить о нем не будем, но пароходы «Киев», «Кременчуг», «Припять» и «Пинск» совершенно новые; первые три прибыли на Днепр только в конце 1860 года и последний даже в начале 1861 года, а потому внутренних переделок для пассажирного назначения вовсе не требовали; мы нарочно отправлялись на эти пароходы и спрашивали, что сделано для переделки их в пассажирные и нам указали только на 4 маленькие каютки для буфета, устроенные у кожухов: каюты эти по самой снисходительной оценке стоят не более 800 руб. серебром, итого на 4 парохода 3200 рубл., а правление показало на эти 4 парохода 9233 рубл. почти втрое.

Вот как общество гарантировало от произвола. - Что же касается до упущений, то чем более местные распорядители стеснены всякими инструкциями, донесениями и разрешениями, тем они более будут упускать интересов общества; торговые дела надо ловить, а ловля за 1000 верст очень тяжела даже и по телеграфу. - Вот образец: бывший директор-распорядитель этого общества генерал-майор Шумлянский купил для общества случайно продававшиеся два парохода за дешевую цену в долг и донес об этом по телеграфу. Правление, т. е. директора Белоусов и Глама, не утвердили этой покупки, как сделанной без их разрешения, тогда как Шумлянский уже не был директором-распорядителем и пароходы, оставшись за Шумлянским (4), в три года окупили свою ценность, у него всегда есть груз для буксировки, а между тем буксирные пароходы общества в прошлом году часто стояли без дела, да и теперь часто украшают берега Днепра под Киевом своим бесценным присутствием. В настоящем году Шумлянский нанял для буксировки баржей с войском (5) пароход Яхненко и Симиренко «Украинец», пароход этот оказался слаб для подобного дела, он пустил его для прогулок публики по окрестностям Киева и получает хорошие барыши. Вот что значит распоряжение делом на месте.

Общество третий год постоянно повышает цены за проезд на своих пароходах и этим начинает понемногу отучать от них публику и уже вызвало конкуренцию от г. Мальцова, который пустил между Киевом и Кременчугом пассажирный пароход, уменьшивши цены на целую треть противу общества. - Торговый дом Яхненко и Симиренко сделал то же, еще более понизив цены, и ежели правление не переменит своего образа действий с заглазным распоряжением дела, то акционеры и на будущий год могут ожидать себе дивиденда подобного настоящему.

В 1860 году гг. директоры, свалив всю вину за недостаток дивиденда на козла очищения Шумлянского, уверяли доверчивых акционеров, что

«теперь пойдет уж музыка не та.
У них запляшут лес и горы.»

А теперешний отчет показал опять недостаток дивиденда, и акционерам остается только сказать с Крыловым:

«Вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.»

г. Киев, июль 1861 год.

(1) Луки глав. 18 стр. 11.

(2) Любопытно заметить, что дела на месте никто из акционеров и ревизоров не видал. Знаменитая ревизионная комиссия, наряженная в 1859 году положила обревизовать дела на месте и командировала для этого ... директора Белоусова, который, как впоследствии сам объявил, донесение свое о том потерял.

(3) Мы говорим кажется потому, что отчет не говорит ничего, и мы основываемся только на догадках.

(4) Впоследствии эта покупка поставлена была гг. Белоусовым и Гламою в вину Шумлянскому. - Он дескать завел конкуренцию с обществом. - Да кто же этому виноват? - Конечно не Шумлянский.

(5) Шумлянский, взяв перевозку собранных бессрочных от Рогачева и Лоева до Екатеринославля, производит эту операцию не без выгод, отчего общество ее не взяло? Впрочем после скандалезных и алтыннческих толков, бывших в прошлый раз о хине и набрюшниках, это едва ли ему удалось.

Copyright 2010-2015 oldnewspapers.com.ua
pressaxix at gmail dot com
 designed in Happines.in.ua