Местные известия

Киев, 17 ноября. - Вышла в свет и раздается подписавшимся сентябрьская книжка "Университетских известий". Мы всегда с особенным удовольствием получаем этот почтенный журнал, издаваемый под редакциею, составленной из ректора и профессоров, по назначению совета университета св. Владимира. В этой книжке, особенно интересной по своему содержанию, помещен отчет по университету за 1861-62 учебный год. Из третьего отдела, озаглавленного "Ученые труды университетского сословия", мы узнаем, что редакция, желая содействовать разъяснению вопросов, относящихся к устройству университетов вообще, предположила издать собрание уставов и правил европейских и североамериканских университетов. С этой целью разослан был в германские университеты циркуляр, которым университет св. Владимира уведомлял о предпринятом им издании и просил о высылке общих уставов и отдельных правил по разным частям университетской администрации. В ответ на этот циркуляр 13 германских университетов прислали свои уставы, выразив полное сочувствие к предпринятому университетом св. Владимира изданию, именно университеты: Берлинский, Кенигсбергский, Гальский, Мюнхенский, Вирцбургский, Эрлангенский, Исиский, Гейдельбургский, Тюбингенский, Боннский, Бреславский, Грейфевальдский и Королевско-прусская академия в Мюнстере.

Число всех статутов, доставленных германскими университетами, простирается до 80.

- Указом Св. Синода от 19-го октября сего года за №5166 дано знать, что государь император высочайше повелеть соизволил вызвать в С.-Петербург высокопреосвященного митрополита Киевского Арсения для присутствования в Св. Синоде в продолжении зимних месяцев.

Заметка. Известно, что никто не имеет права быть профессором, не имея по крайней мере магистерского диплома. Каждый желающий получить подобный диплом, кроме предварительного экзамена, должен публично защищать диссертацию, написанную на выбранную самим магистрантом тему. Это, само по себе весьма удовлетворительное постановление, имеет весьма неудобную и дурную сторону: самая диссертация и тезисы делаются известными публике только перед самым началом диспута. Невыгоды этого порядка состоят в следующем: каждый желающий и могущий оппонировать не имеет на это возможности, так как, не зная наперед ни диссертации, ни тезисов, не имеет времени достаточно приготовиться к вполне основательному оппонированию. Поэтому весьма возможен случай, что личность, не имеющая за собой качеств, нужных для хорошего магистра, может получить диплом на эту степень и в последствии, при благоприятных обстоятельствах (между которыми имеют большое значение интриги), эта личность может занять кафедру. Тогда как, если бы публика была поставлена в более благоприятные обстоятельства, недостойная личность не могла бы проскочить.

На основании этих соображений мы позволяем себе сделать следующее предположение: нельзя ли устроить так, чтобы диссертация и тезисы были пущены в продажу и помещены в лекториях по крайней мере недели за две до диспута. В то же время, разумеется, следует распубликовать о будущем диспуте.

Этим путем можно достигнуть лучших результатов. Мы могли бы привести на это доказательства и примеры, но ... Чтоб гусей не раздразнить. Ф. З.

Введение уставной грамоты в Макиевской волости. - В воскресенье, 30-го сентября, предписано было макиевскому волостному управлению собрать всех домохозяев во двор местного владельца. Предписание в точности было исполнено и почти все домохозяева собрались в означенное место. Пополудни того дня прибыли сюда местный мировой посредник, надворный советник Кулиновский и местный становый пристав. Мировой посредник внятно прочитал уставную грамоту и объявил домохозяевам уменьшение следуемой от них господской повинности, при том, как умный и опытный начальник, владея даром слова и силою убеждений, с самыми искренними и теплыми пожеланиями добра, изъяснял цель и назначение уставной грамоты, но крестьяне все это принимали холодно, отвечали на все наставления мирового посредника противоречием, сопротивлением и наконец, вовсе не согласившись принять грамоту, разошлись по домам.

Вслед за сим тот же мировой посредник с тем же становым приставом, 2-го октября, вводил уставную грамоту в деревнях Юзефовны и Затишье, принадлежащих макиевской волости. Опять, как ни ясно, как ни разумно, даже дружественно и ласково объясняемы были мировым посредником цель и значение грамоты, но крестьяне, увлекаясь примером своих соседей, составляющих центр самой волости, тоже оказали свое сопротивление и грамоты в тот день не приняли.

3-го октября опять вводима была уставная грамота в деревне Красной, принадлежащей той же волости. Тут крестьяне, собравшись в доме владельца, мировому посреднику и помещику предварительно объявили, что если к делу не будет приглашен приходской их священник и если уставная грамота не будет прочитана собственно священником, то они не согласны ее принять и по ней поступать.

Вследствие сего мировой посредник пригласил приходского священника Василия Антонова и просил прочитать уставную грамоту крестьянам, разъяснить ее цель и значение и тем успокоить вверенных его попечению прихожан. Священник это исполнил и крестьяне, расчувствовавшись его пастырскими наставлениями, спокойно приняли от мирового посредника уставную грамоту и с полным самодовольствием разошлись.

Мировой посредник, видя этот высокий пример привязанности и доверия прихожан к своему пастырю (*), официальным отношением просил того же священника, при посредстве макиевского волостного управления, собрать крестьян села Макиевки и деревень Юзефовны и Затишья, составляющих один приход, в церковь и пастырским своими увещаниями склонить их к принятию и пополнению уставной грамоты. Поручение мирового посредника священник благосклонно принял и 5-го октября надлежаще исполнил. Пришедши в церковь, куда с волости собралось много прихожан, священник отслужил прежде всего благодарственное Господу Богу молебствие, сказал речь, разъяснил цель и значение уставной грамоты, будущее и настоящее счастливое их положение, обличил в сделанной ими ошибке и посоветовал тотчас обратиться к мировому посреднику и с чувствами раскаяния и извинения просить его о вручении им грамоты. Крестьяне с покорностью приняли наставление священника и почетнейшие из них вместе со мною отправились к мировому посреднику, живущему в том же макиевском приходе, у коего, испросив прощения в сделанной ими ошибке, имели счастье получить уставную грамоту и слушать новые вразумительные наставления от того же мирового посредника. После этого крестьяне, волновавшиеся в течение нескольких дней, совершенно успокоились, благодаря своего священника и мирового посредника за сделанные им наставления и вразумления. Ф. Горовый.

Неожиданный случай. - Крестьянин из Макиевки Данило Чередниченко, 20-го августа, вышел в свой огород, дабы осмотреть, высокая ли покошенная трава, чтоб сгромадить ее, т. е. сложить в копну, но в то время, когда он наклонился и начал руками переворачивать траву, неизвестно откуда прибежала бешенная собака, большого роста, напала на него и начала кусать. Крестьянин в испуге кричал и не знал, что с собой делать. На его крик никто не прибежал ни из домашних, ни от соседей. Крестьянин, опомнившись от испуга, схватил собаку за разъяренную пасть, дотянул ее до плота и, держа одною рукою собаку за челюсть рта, другою схватил лежавший около плота кол, и на месте убил собаку.

Бешенная собака сильно поранила крестьянину Чередниченку руку и причинила несколько ран на его брюхе. Последние раны были незначительны, ибо крестьянин был в одеже и собака кусала через рубашку, руку же сильно покусала и изранила. Крестьянин, придя в отчаяние, не знал, что с собою делать. Наконец спустя несколько дней, по распоряжению волостного управления, был отправлен в г. Сквиру к старику Дубовенку, давно в окружности известному по излечению подобных болезней. Через пять недель Чередниченко возвратился домой совершенно здоровым. К ранам, как говорил Чередниченко, Дубенко велел прикладывать какие-то пластыри, сперва растравлившие раны, а потом заживлявшие, и давая внутрь пить утром по большой рюмке какое-то лекарство, красного цвета и приятного вкуса. Ф. Горовый.

Пожар в Подольской губернии. - Из официальных и частных известий мы узнаем, что пожары в Подольской губернии, ограниченные словами "от неизвестных причин" все еще не прекращаются. С 27 сентября по 9 октября было 37 пожаров, убыток от них простирается на сумму более 55 000 руб. сереб. Самые большие пожары были: 9 октября в Каменце-Подольске, 7 октября в м. Збриже, 28 сентября в м. Дунаевцах (Ушицкого уезда), 5 октября в м. Зубриже, 26 октября в с. Копиевке (Брацлавского уезда), 26 сентября в с. Степашках, 2 октября в Шимановке (Гайсинского уезда), 29 сентября в с. Сумавке, 30 сентября в м. Гечельнике (Ольгопольского уезда), 27 сентября в с. Журавлевке (Балтского уезда). Остальные небольшие 28 пожаров были в этом же промежутке времени.

- 28 сентября в с. Каминовке (Могилев. уезда) крестьянская девочка Стодолькова, 13 лет, по неизвестной причине повесилась.

- 29 сентября крестьянин Уманского уезда Дрыберленко, 60 лет, окрашивая крышу на колокольне в с. Троянке, упал с нее и убился.

Открытие новой еврейской общественной больницы в г. Бердичеве. - Общественная благотворительность составляет в настоящее время предмет особенных забот, как со стороны нашего гуманного правительства, так и со стороны отдельных обществ. Евреи считают благотворительность святым делом и представляют примеры, достойные подражания! 30-го сего октября последовало торжественное открытие новой еврейской общественной больницы в великолепном дворце, принадлежавшем когда-то князьям Радзивиллам, а в последнее время г. Либбе. - В 11 часов утра собралось множество приглашенных гостей военных, гражданских, купцов из христиан и еврейских почетнейших жителей до 300 человек. Торжество началось молебнем по еврейскому обряду, исполненным талантливым кантором и его хором; особенно хорошо была пропета молитва за царя и августейший дом. По окончании молебня врач новой больницы Эйнгорн прочел историческую записку о старой больнице и об устройстве новой. Затем бердичевский стряпчий С. Яниковский обратился к собранию со следующими словами:

Господа!

Позвольте и мне по случаю сегодняшнего торжества сказать слов несколько.

Мы приглашены дабы быть свидетелями открытия новой границы вашей и отделения для призреваемых калек и неимущих. Отныне учреждение это как по громадности и великолепию здания, так и по внутреннему устройству, бесспорно должно занять первое место в ряду подобных заведений в крае. Мы радуемся вместе с вами преуспеянию заботливости вашей о страждущих и неимущих собратиях ваших, которые суть и нашими ближними! - и потому мы вместе сказать должны:

Честь тем почтенным старшинам бердичевского общества, коим принадлежит инициатива этого прекрасного и богоугодного дела.

Слава священному имени августейшего государя нашего, под благотворным царствованием которого процветает любовь и сострадание к ближнему!

Ура! Возлюбленный монарх наш!!!

Единодушное ура раздалось с большим увлечением и хор военной музыки проиграл Боже, царя храни!

Затем старейшины пригласили гостей осмотреть больницу, которая обходится бердичевскому обществу в сто тысяч рублей и обращает на себя особенное внимание, как по великолепию здания, так и по внутреннему устройству. После осмотра больницы гости были приглашены к завтраку. Завтрак был очень хорош, шампанское, как говорят, лилось рекой. Первый тост был предложен старшинами за государя императора и его августейшего дома. Затем пили за высшее киевское начальство, ходатайству которого общество обязано благополучным окончанием дела о больнице, а именно: главного начальника края, князя Васильчикова, начальника Киевской губернии и вице-губернатора. Затем уже пошли тосты местные.

Как эти провинциальные сходки однообразны, скажет губернский читатель "Телеграфа". Соберутся гости, покушают, попьют, покричат ура и разойдутся; нет никакой пищи для ума! - Извините, г. читатель "Телеграфа", бывает и в провинциальных сходках пища для ума, и даже пища драматическая! Послушайте рассказ и рассказ фактический: недаром вся Россия с таким восхищением и благодарностью к правительству читала проект о новом судопроизводстве! Известно, что теперь каждое дело может принять какой угодно оборот, в каждом деле можно найти препятствия! Так например; бердичевское общество покупает дом для больницы, платит около 70 тысяч рублей, берет купчую - препятствий нет! Бердичевское общество перестраивает этот дом для больницы, вкладывает в эту постройку еще 25 тысяч - препятствий нет! Наконец больница готова! Тогда законники города Бердичева говорят бердичевскому обществу так: "господа, вы купили дом для больницы, вы на это имели право, - мы молчали! Вы перестраивали этот дом, вы на это имели право, - мы молчали! Но перенести больницу в это дом вы не имеете права и мы не можем позволить! Не имеете права потому, что во-первых вам для больницы назначено по высочайшему плану место в другой части города, во-вторых дом, который вы купили для еврейской больницы находится в соседстве с христианским костелом!" Помилуйте, отвечает озадаченное общество, мы разорены, мы в течение нескольких десятков лет кровавым потом собрали 100 тысяч рублей и вложили в этот дом; купленный нами дом для частного жилья не стоит и 10 тысяч рублей; вы нас евреев называете обыкновенно фанатиками, отчего же мы, фанатики, не боимся соседства костела? Наконец, отчего вы нас не предостерегли прежде, ведь вы не только знали, что мы покупаем дом для больницы, но вы даже некоторым образом участвовали в этой покупке! Скажите, господа, за что преследуете вы нас? Не за то ли, что мы, бердичевские евреи, вам приносим до 80 тысяч ежегодного дохода? - "Господа, отвечают спокойно и логично законники города, мы требуем закон!" - Завязывается, разумеется, дело. - Бердичевский градской глава А. Р. Рубинштейн и начальник уездной полиции Н. Н. Кафтеров энергично принимают сторону общества и пишут протесты против мнения законников! Высшее киевское начальство также принимает сторону общества; дело идет к министру! Евреи, имея купчую, приступают к торжественному освящению больницы; гости сходятся - вдруг протест со стороны владельцев - оставить, дескать, освящение! Но поздно: кантор поет, жаркое дымится на столах, шампанское рвется из бутылок, трубачи гремят, ... поздно! Легче остановить Гнилопятку (река в Бердичеве), чем такое торжество! Открытие состоялось! Когда общество к концу завтрака в приятное расположение духа и народа набралось до 1000 человек, кто-то вскрикнул: "депеша из Киева, от высшего начальства, дело идет о больнице!" При этих словах все мигом умолкает, все ожидает... О больнице - значит жизнь или смерть! Распечатывают депешу. Ура, жизнь! Начальник губернии поздравляет общество с открытием больницы! Значит высшее начальство защищает правое дело, хоть и еврейской больницы, но богоугодного заведения! Депеша произвела неописанное впечатление - и имела отголоском крик радости и благодарности! Не обыкновенный крик, вызванный хорошим завтраком и шампанским, а крик затаенный... Крик выражавший: и мы, евреи, теперь в России считаемся людьми, и нас, евреев, теперь в России не так легко обижать!

Да, г. читатель "Телеграфа", в провинции сходки бывают иногда и поучительны и трогательны!

Как бы то ни было, 30 октября 1862 г., день открытия больницы будет памятен для бердичевских евреев. Они сделали приобретение, которым ни один, может быть, провинциальный город, не может похвалиться! Роскошная больница, устроенная для бедных на европейский уже лад, доказывает, что бердичевские евреи с охотою идут по тому пути прогресса, который им доступен! Торжество освящения больницы, к которому было приглашено много христиан, и внимание хозяев-евреев к гостям-христианам доказывают, что бердичевские евреи всегда с удовольствием сближаются с христианами, которые их не знают! Честь и слава бердичевским евреям за такие благородные стремления. Очевидец.

(*) Священник В. А. в макиевском приходе служит 26 лет.