М. Г.
Покорнейше прошу вас настоящее письмо мое не отказать напечатать в столбцах издаваемой вами газеты.
Живя почти постоянно около 20 лет в Петербурге, теперь проезжая через Киев, я чрезвычайно удивился, когда увидел на театральной афише имя г. Никитина, как артиста императорских с.петербургских театров. Откуда взялся такой с.петербургский актер, подумал я и стал припоминать, не видал ли я когда-нибудь на Александринском театре какого-нибудь г. Никитина. Думал, думал, перебрал в своей памяти решительно всех петербургских актеров, но г. Никитина между ними не было! Что же это такое? Может мне память изменяет? Ведь в 20 лет сколько может выйти в отставку! Должно быть г. Никитин - старый, заслуженный актер, а я только лет пять, не более, как сделался записным театралом. Надо, думаю себе, сходить в театр и посмотреть г. Никитина, но... как я удивился, когда увидел, что г. Никитин очень молодой и талантливый, но не петербургский актер. Значит П. А. Никитин, он же и Никитин 1-й, присвоил себе титул артиста Императорских С. Петербургских театров самопроизвольно и пренаивнейшим образом обманывает этим титулом почтеннейшую публику! Но какая цель? Вот вопрос, который я разрешить не в состоянии. Сколько я мог заметить, киевская публика весьма сочувствует таланту г. Никитина; зачем же тут павлиные перья! Неужели можно думать, что киевская публика до того не развита, что не будь этого титула, она побоялась бы выразить свое сочувствие?
Знает ли г. Никитин, чем прежде всего отличаются артисты императорских театров, независимо от своих талантов? Необыкновенною сдержанностью! Да-с! Там самый последний актер не насмешит, где не следует смеяться, иначе с него возьмут штраф, и скорей он не доделает роль, чем пересолит ее, - я говорю это о последних актерах. А вы (я вас видел в "Уголино", в роли Нино) кричали там, где нужно было говорить хладнокровно, и декламировали, где нужно было страдать. Припомните хотя ту сцену, когда вы узнаете, что Вероника зарезана, и спросите самого себя по совести, передали ли вы то чувство, которое должен был испытывать Нино? А между тем на афише два раза было напечатано, сперва заглавными, а потом строчными буквами, что роль Нино исполнит г. Никитин, а роль Вероники - г-жа Фабианская, которой, не в обиду будь сказано, положительно не следовало брать эту роль по весьма простой причине: песня Вероники с прекрасной музыкой Дюра должна быть песнью, а не каким-то речитативом, как заблагорассудилось исполнить г-же Фабианской, что вышло очень не эффектно.
Зачем же в одной и той же афише по два раза печатать имена их? Что это за особенная выставка?! Право, скромность тут была бы очень к месту. А г-жа Фабианская благоразумнее поступила бы, если б роль Вероники представила исполнить г-же Андреевой, у которой хотя небольшой, но довольно приятный голос; это было бы добросовестнее относительно автора, который, писавши песню Вероники, верно не воображал, чтоб артистка решилась говорить, а не петь ее.
- Но нас вызывали, скажете вы! Да, но вызывали и г. Линского, который немилосердно паясничал. На публику тут полагаться нельзя: не привыкши к строгой и вполне обдуманной игре актеров, она не замечает промахов и угловатостей; а не имея возможности видеть пьесу в лучшем исполнении, довольствуется тем, что имеет.
Однако перейдем к вашему титулу, г. Никитин. Отуманить им всякого, хоть сколько-нибудь знакомого с столичными театрами, по ниже приведенным причинам вы не можете. Мне даже кажется, что все здравомыслящие киевляне тоже едва ли поверят вашему титулу!
Неужели вы думаете, что никому не приходил на мысль такого рода вопрос: если г. Никитин - петербургский артист, то как же это он столько лет играет в провинциях, а Петербург его до сих пор все не хватится? Тут даже отпуском отговориться нельзя, потому что по прошествии двух лет артист должен подавать в отставку. Заметьте артист, то есть служащий при дирекции, а г. Никитин, как я уже сказал, никогда не служил.
Правда, звание артиста императорских театров весьма привлекательно, оно дает много преимуществ, напр.: можно заслужить пенсион, избавиться от податного состояния, от рекрутства; звание петербургского артиста дает почетное гражданство; но ведь это все для тех, которые на самом деле артисты императорских театров, а г. Никитину какая польза от всего этого? Неужели все это вы творите из одного нелепого хвастовства?
Во всяком случае должно же быть какое-нибудь основание, какая-нибудь точка опоры, чтобы иметь на всякий случай отговорку?! Уж не были ли вы воспитанником театральной школы, а потому именуете себя и артистом императорских с.петербургских театров? Если так, то смею вас уверить, что школа никогда и никому не давала звания артиста императорских театров, она только подготовляет к сцене, а быть или не быть артистом зависит от своего собственного таланта. Для большего убеждения можно пожалуй написать в дирекцию с.петербургских театров, которая наверно не откажет подтвердить справедливость наших слов.
Если вы, г. Никитин, желаете на самом деле быть петербургским артистом de facto, а не по названию только, то старайтесь быть повнимательнее к ролям, по-больше трудитесь, а главное - не берите того, что не по вашим силам. В дебютах никому в Петербурге не отказывают, но принимают на службу только замечательных талантов. В посредственностях же или талантиках там не нуждаются, потому что, приняв их раз, дирекция не меняет ими так как антрепренеры, а дает преспокойно доживать свой век.
Итак, г. Никитин, когда вы сделаетесь настоящим петербургским актером, то от души буду рад вашему совершенству, а до тех пор из сочувствия к вашему таланту просим вас отбросить эту поддельную драпировку! Я настолько люблю и уважаю искусство, что мне невыносимо было увидеть в Киеве такую бесцеремонную мистификацию! Вот почему, г. редактор, я и решился беспокоить вас просьбою о помещении в "Киевском телеграфе" моего письма.
Приймите уверение и проч.
А. Хрущев.