Жатва машинами на Украине в 1862 г. и жатвенные машины на Лондонской всемирной выставке в том же году

В "Киевском телеграфе" за прошлый год я напечатал известие о производстве польской жатвенной машины с механическою грабкою, для бросания срезанного жита в периодических промежутках времени, - изобретения г. Станислава Лильпопа - в Варшаве, которая без всякой починки совершенно удовлетворительно отбыла всю жатву в различных местах Юго-Западного края. Машинная жатва в этом году была еще удачнее; машина резала шире, до 4½ английских футов; действие грабки осталось почти то же, с очень небольшими применениями и улучшениями.

Я не буду ссылаться на свидетельства очень многих известных лиц, не стану также публиковать письменные похвалы о нашей соседственной машине, будучи уверен, что самый предмет всегда наилучший свидетель, наилучшее удостоверение; тем более, что при объявлении о других чужестранных машинах мы обыкновенно читали целый ряд подписей и заверений очень многих известных почтенных лиц, однако ни одна из этих машин не выслужила целой жатвы без починок, не принесла никакой пользы, или по крайней мере очень малую, не представляя большого различия от жатвы обыкновенной ручной. (*)

Польская жатвенная машина, с механическою грабкою, без большого усилия срезывала в 1862 году, под Белою Церковью, с остановкою, как обыкновенно, на отдых (около 4 часов), 10 моргов ежедневно, считая рабочих 10 часов, при помощи 2 человек, пары волов или мулов; а в других местах, где дано пару хороших тяглых лошадей, привыкших к равномерной поступи над тяжестью, она резала в продолжение того же самого времени и 12 моргов.

Во время работы машине не мешает самая большая густота жита. Полснопы слагались как нельзя лучше недалеко один от другого, срезывание было превосходное, - лучшего и быть не может. Даже ни одна человеческая рука не может делать так чисто при помощи нашего обыкновенного серпа: довольно сказать, что даже крестьяне, которые, как известно, не слишком жалуют подобные явления, отдали польской жатвенной машине полную заслуженную справедливость, уверяя, что им было легче и скорее собирать и вязать снопы, чем когда бы хлеб был сжат руками. После собрания снопов поле проходилось конными граблями для собрания кое-где оставшихся колосьев, вытертых при связывании снопов.

Конечно лошади или волы нужно переменять каждые три часа: одна пара должна работать, а другая отдыхать и так до вечера. Для двух машин довольно одного человека, идущего сзади для смазывания некоторых частей и в таком случае для двух машин очень достаточно трех человек. Кто не имеет хороших тяглых лошадей, одной пары очень достаточно для действия машины, но лошади легкие, срывающиеся с места и идущие неравномерно, не годятся, потому что они не могут хорошо повезти машины. Кто не имеет хороших способных лошадей лучше всего употреблять пару хороших волов, припрягая к ним вперед одну лошадь, и в таком случае количество срезанного жита будет то же самое. Так как волам под жатвенной польской машиной идти несравнно легче, чем в плуге, то они идут более скорыми шагами.

(*) Вероятно оттого, что с иностранными машинами не умели обращаться надлежащим образом. Ред.