Письмо из Орла

(От корреспондента Киевского телеграфа)

Для начала моих писем, сообщу вам несколько заметок о тех успехах, которые сделало народное образование во всей нашей губернии за последнее время. Из этого краткого очерка вы будете в состоянии судить о деятельности умов орловских жителей, о том, как они понимают пользу и необходимость просвещения, а также и как заботятся об его распространении. Сначала поговорим собственно об Орле, а потом уже перейдем и к уездным городам.

Двадцать шестого сентября прошедшего года последовало открытие в Орле женской гимназии. Вообще все жители орловской губернии выказали необыкновенную ревность к открытию этого учебного заведения, а в особенности благородные дворяне, справедливо именуемые «столбами отечества». За исключением г. Н.В. Кориевского, пожертвовавшего в декабре 1859 г. 10 000 р. сер., остальные дворяне и чиновники всей губернии пожертвовали единовременно 1456 р. 95 к. сер. Сумма, как видите, не малая, на которую не только гимназию, но и университеты открыть можно (? Ред). Затем орловские и иногородные купцы пожертвовали тоже единовременно 3.575 р. (*) и кроме того орловское градское общество обязалось взносить ежегодно на содержание гимназии по 617 р. Общий итог всех этих пожертвований вышел тот, что женская гимназия и присоединенное к ней, уже прежде существовавшее женское приходское училище имеют ежегодного дохода 1924 р., а расхода, не смотря на самую строгую экономию, 2695 р., за тем недостает ежегодно 771 р. сер., для покрытия которых ученицы обязаны вносить за право учения, установленную плату от 3 до 12 р. в год, смотря по средствам и состоянию их родителей. Всех учащихся в день открытия гимназии числилось 135, из них в низшем отделении 107, а в высшее по экзамену принято пред самым открытием 28, из них 21 в первый, а 7 во второй класс. Впрочем, прием продолжается и в настоящее время, вследствие чего число учениц несколько увеличилось. Нужно заметить, что почти все ученицы гимназии принадлежат к купеческому и мещанскому сословиям, и между ними находится малое число дочерей личных дворян, а потомственных дворянок, кажется, и вовсю нет, да и должно думать, что они еще не скоро будут. Причина этому объясняется следующей азартной филиппикой, которую мне приходилось слышать не раз от различных папенек и маменек:

- «Чтобы я отдал мою дочь в эту гимназию, да сохрани меня Боже; что же она должна сидеть там рядом с какой-нибудь мещанкой, от которой воняет луком или капустой. Нет, моя дочь, по милости Божией, одарена нежными чувствами, у нее еще голова пожалуй разболится. Пусть лучше останется неученой, а в эту гимназию я не отдам, как хотите...... Да и не я один, никто не отдает туда своих дочерей, вот и Кузовлевы, и Муходавкины, и Сверчковы, и все».

Вследствие недостатка сколько-нибудь подготовленных учениц, в высшем отделении гимназии открыты два класса, в будущем году откроется третий, а за тем уже и четвертый. Предметы преподавания в этих двух классах следующие: закон Божий, русский язык, арифметика, география, история и естествоведение. Преподавание языков начнется в будущем 1861/62 учебном году. В учителя женской гимназии избраны некоторые из учителей здешней мужской гимназии, с платой им по 35 р. за 1 урок в неделю в течении года, а начальницею гимназии утверждена помещица Болховского уезда А.И. Киреевская, женщина достойная полного уважения.

Теперь скажу несколько слов о нашей мужской гимназии. При гимназии этой существует благородный пансион, в котором считается около 40 воспитанников; но здание, занимаемое гимназиею и пансионом весьма мало, а потому предположено было его расширить и на этот предмет была открыта подписка. Между прочими пожертвованиями, в особенности выказывали свою ревность гг. дворяне кромского уезда, ассигновавшие на приобретение в Орле места для пансиона и гимназии 1р. 68 ¼ к. сер. «Московский Вестник», сообщая об этом, весьма сожалеет о том, что гг. «кромские столбы отечества» не указали места, которое можно бы было приобрести на их деньги, и тут же добавляет, что если бы нашлось такое кредитное установление, которое бы приняло эту сумму на 4%, то она через 280 ¼ лет обратилась бы в 100.000 р. Одним словом, вследствие этого и прочих таких же значительных пожертвований, гимназия с пансионом остается в прежнем виде.

Две мужские воскресные школы, недавно у нас открытые, идут довольно успешно, число учащихся простирается до 150, и между ними есть несколько совершенно взрослых мастеровых и рабочих. Те из учеников, которые постоянно посещают классы, уже сделали весьма значительные успехи и в чтении, и в письме. Преподаванием в этих школах занимаются ученики 6-го и 7-го классов гимназии, под наблюдением г. директора училищ. Желающих учиться в женской воскресной школе вовсе не явилось, а потому и школа эта покуда еще не существует. Жаль только, что наши воскресные школы не имеют почти никаких материальных средств, которые бы могли обеспечить существование их на продолжительное время.

О существующих в Орле двух частных женских пансионах гг. Башкатовой и Трофимовой почти что и не стоит упоминать. Правда, что плата за учение в них самая маленькая, с приходящих воспитанниц берется от 60 до 90 р. сер. в год; но за то и учат их крайне плохо, в особенности в пансионе г-жи Трофимовой. В обоих этих пансионах преподаванием занимаются сами содержательницы с помощницами, а учителей наук, как излишней роскоши, кроме законоучителя, при пансионах не имеется.

Кажется, что письмо мое вышло и так довольно велико, а потому известия об орловской публичной библиотеке, о читаемых у нас публичных лекциях, а также и об успехах народного образования в уездных городах и селах орловской губернии поговорю в следующем письме.

Орловец

31 декабря 1860 г.

_______________________________
(*) Иногородние пожертвовали 3.500 р., а собственно орловские только 75 р. сер.