Местные известия

Письмо к г. редактору Киевского Телеграфа. – На прощальном обеде, данном в честь Н. И. Пирогова сообщено было мною многим из присутствовавших, о желании, изъявленном некоторыми из г. студентов университета, сделать пожертвование для ученой цели, которая будет избрана самим Николаем Ивановичем. Подобное выражение признательности и уважения к бывшему начальнику, не могло не встретить искреннего сочувствия со стороны присутствовавших, которые заявили также о готовности своей присоединиться к числу жертвователей. Когда это предложение сделалось известным, тогда начали поступать деньги из разных мест киевского учебного округа на имя ректора университета. Деньги передавалась на хранение казначею университета, у которого накопилось около 1000 рублей, хотя цель пожертвования еще не была определена. Ныне, по получении отзыва Николай Ивановича, предложено предназначить сделанные пожертвования на выдачу премии за сочинение, написанное на следующую тему: «Изложить сравнительно-исторический ход университетского образования в западной Европе и в России вообще, и в особенности составить подробную документальную историю трех высших учебных заведений Киевского и Одесского учебных округов, т.е. Университета Св. Владимира и Лицеев – князя Безбородко и Ришельевского».

Ходатайство о сим от г. Попечителя, барона А. И. Николаи, уже последовало. Что касается программы, разъясняющей, как самую тему, так и порядок удостоения премиею написанных на эту тему сочинений, то, по получении некоторых указаний от Николай Ивановича, в представлении начальству изложено нижеследующее:

I.

По самому содержанию своему тема заключает в себя две части: а) Общую сравнительную историю университетского образования на Западе и в России. Здесь, на основании лучших монографий, автор должен представить последовательный очерк перемены в ученом, административном и экономическом устройстве заведений, в нравах и обычаях университетского сословия, изобразить влияние на университеты окружающего их общества и наоборот влияние университетов на общество и в особенности определить различие в ходе и значений университетского образования и во влиянии гуманизма и реализма на просвещение в Европе и у нас; б) Подробную историю Университета Св. Владимира и двух лицеев Нежинского и Одесского. При изложении этой части необходимо, чтобы автор по возможности воспользовался всеми историческими официальными документами и преданиями, которые должны быть разработаны критически. Жизнь университета должна стоять на первом плане. История его возникновения, само собою разумеется, потребует от автора хотя краткого, но обстоятельного изложения исторических сведений о прежней системе образования на юго-западе России, с определением степени участия в ней правительства и общества, с показанием в какой степени она удовлетворяла потребностям того и другого вообще, какие были ее достоинства и недостатки. Затем, документально и критически должна быть разработана и изложена история университета и лицеев во всех отношениях, а именно: 1) время и способ учреждения; 2) административная часть; 3) хозяйственная часть; 4) вспомогательные средства просвещения – библиотеки, ученые коллекции, типографии; 5) сведения об учащих и учащихся по всем категориям; 6) степень и размер обучения; 7) нравы и обычаи ученого сословия; 8) результат деятельности заведений и влияние их на окружающую их среду, на сколько оно обнаружилось в общественной и учено-литературной деятельности преподавателей и воспитанников заведений; 9) влияние общества на университет и лицеи: в какой мере оно содействовало и препятствовало их преуспеянию.

II.

Сочинения ищущих премии, написанные на русском языке, должны быть доставлены к назначенному сроку в Киев, на имя ректора Университета Св.Владимира. Фамилии авторов должны заключаться в запечатанных конвертах с обозначением девизов на конвертах и сочинениях.

Срок, для подачи сочинений, назначается чрез 4 года, со дня утверждения программы правительством. В течении этого времени, сумма собранная по подписке, и в настоящее время простирающаяся до 1000 руб. сер., вместе со всеми имеющими поступить пожертвованиями, обращается в одном из государственных кредитных установлений, для приращения процентами.

Для рассмотрения сочинений и присуждения премии, составляется комиссия из лиц, выбранных советом Университета Св.Владимира и педагогическими советами киевских гимназий (каждым по два лица) . Прочие высшие и средние заведения, принимавшие участие в пожертвовании, имеют право присылать, в назначенный срок, в эту комиссию, выбранных ими лиц, в таком же числе.

Комиссия избирает одного, или двух рецензентов, которые пишут подробные разборы присланных сочинений, со своим о них заключением.

Рецензии эти служат комиссии основанием, для присуждения премии. Отчет комиссии и рецензия удостоенного премии сочинения печатается в повременных изданиях. Распоряжения о времени и порядке собирания комиссии возлагается на ректора университета. Рецензентам выдается премия за разбор, в 200 руб. каждому.

За сочинение, которое будет признано вполне соответствующим требованиям этой программы, назначается премия в количестве всей суммы, собранной по подписке и увеличенной процентами за вычетом премии рецензентам.

Автор сочинения, признанного достойным премии, обязан напечатать его в течении 2-х лет. Если, по истечении означенного срока, сочинение не будет напечатано автором, то университет печатает оное сам, и вычитает из премии издержки по изданию. Напечатанное сочинение составляет собственность автора.

Так как деньги продолжают доселе поступать, то печатный отчет о томе, сколько и откуда поступило, необходимо отложить на время, тем более, что еще нет всех данных, для составления именного списка жертвователей. Отчет этот не заставит себя долго ждать и послужить удостоверением, что пожертвования получены, и, по получении надлежащего разрешения, будут употреблены по назначению.

При сем я покорнейше прошу вас м.г. поделится с читателями вашего журнала известием о том, что вскоре поступит в продажу Собрание литературно-педагогических статей Н. И. Пирогова за 1858-1861 годы, с портретом автора, гравированном на стали. Книга эта содержит в себе следующие статьи: 1) Чего мы желаем? 2) О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий. 3) Школа и жизнь. 4) О цели литературных бесед в гимназиях. 5) Замечания на отчеты морских учебных заведений. 6) Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих в ведомстве Министерства Народного просвещения. 7) Отчет о следствиях введения по Киевскому учебному округу правил о проступках и наказаниях учеников гимназий. 8) Об уставе новой гимназии, предполагаемой проектом преобразования морских учебных заведений. 9) Взгляды на общий устав наших университетов. 10) Речи, сказанные Н.И.Пироговым – при прощании его с киевским учебным округом, со студентами Университета Св.Владимира, с г.Киевом и при посещении им еврейского училища в Бердичеве.

Комиссию по продаже означенной книги принял на себя книгопродавец Иосиф Завадский. Цена книги с пересылкою 1 р. 50 к. Выручка, за покрытием расходов на печатание, предназначается по желанию Н.И.Пирогова в пользу студентской библиотеки.

Покорнейше прошу вас, м.г., принять уверение в совершенном моем почтении и преданности. Н.Бунге.

Известие о кредитном обществе. – Из Петербурга пишут, что в непродолжительном времени последует разрешение об утверждении Киевско-Подольско-Волынского кредитного общества. По настоящее время общество состоит из семидесяти членов с имуществами на сумму 6 м. руб. сереб. Число их меньше всего приходится на Подольскую губернию. Некоторые находят, что управление делами общества, согласно уставу, чрезвычайно – сложно, или по крайней мере слишком накладно, ибо содержание его будет обходиться в год до 60,000 руб. серебром.

Известия об урожаях. – Урожай в Подолии был хорош, местами – даже очень хорош, хотя он, в общей сложности, черезполосен. В Волыни урожай незавиден, яровые хлеба, особенно гречиха и овес, во многих местах долго не были скошены за недостатком рабочих. Посевы озимых всходят великолепно и всюду является новая зелень. Цены на хлеб поднимаются: пшеница от 2 р. 50 к. поднялась до 3 руб., рожь дошла до 2½ р. за корец.

Заметка о школах в м.Обухов. – При недостатке известий о новых сельских школах, приятно получать более подробные сведения и о школах, давно уже существующих, особенно же о таких, которые открыты частными лицами по собственному их побуждению, и скромно продолжают свое дело в тиши сельской жизни, не ища славы от людей.

В нашей газете было кратко упомянуто о двух частных школах в м. Обухове (Киевской губернии и уезда, одной – открытой местным крестьянином, а другой дьячком.) Недавно мы получили от священника этого местечка, о. Василия Птицына более подробные сведения о них которые и спешим занести в нашу летопись.

Один из этих скромных деятелей на поприще обучения крестьянских мальчиков есть казенный крестьянин, Артемий Середенко. Оставшись по смерти отца малолетним сиротою, он обучался грамоте у дьячка м. Обухова, Михаила Вартминскаго (ныне умершего). Пришедши в возрасте и сделавшись хозяином, он по просьбе крестьян, занялся и сам обучением мальчиков грамоте и письму в часы свободные от хозяйственных занятий, и в продолжение четырех лет обучил чтению и чистописанию более 15 мальчиков. Метода его обучения, заимствованная им у своего учителя – дьячка Вартминскаго, довольно проста и общеизвестна. Он учит мальчиков сперва разбирать буквы, потом склады и слоги, наконец целые слова, и в это время занимается с ними сам. Когда же доходит дело до чтения псалтыря и других книг, тогда он поручает мальчикам лучше обученным помогать в чтении мало обученным, чем много облегчаются его хозяйственные занятия. Кроме обучения чтению и письму, Середенко преподает мальчикам и первоначальные приемы счисления. Теперь он так полюбил свое занятие с мальчиками, и так привык к нему, что скучает, если в какой-нибудь день к нему не приходят мальчики для обучения, и сам зазывает их к себе. И в этом деле обучения мальчиков Середенко руководствуется не корыстию, но единственно любовью к детям и к обучению, с которым сроднился, как ремеслом. Он не требует ничего за обучение, а довольствуется тем, что сами родители обучающихся приносят ему. На вопрос, предложенный ему о.Василием: чем благодарят его родители за обучение детей он отвечал, а чим? Добрым словом. А то часом привезут с поля ***, инше гостинця якого небудь принесе, а з иншим, де-колы по чарци выпьем. Оце мени и дяка (благодарность).»

Другой учитель крестьянских мальчиков в м.Обухов есть дьячек воскресенской церкви Иван Сугак. Еще с начала поступления его на приход, лет 10 тому назад, некоторые крестьяне просили его обучать детей их грамоте, на что он охотно согласился, и в продолжение 10 лет выпустил из своего училища до 50 хорошо обученных мальчиков. В отсутствие самого дьячка с мальчиками занимается его жена, и ученики из его школы выходят лучше обученными. Обучает же он мальчиков чтению, письму, молитвам и счислению. Вознаграждения за труд определённого также не полагается. Он довольствуется добровольным приношением и услугами от крестьян, дети которых у него обучаются. При более определенном денежном вознаграждении за труд и при большей обеспеченности собственного содержания, Сугак, без сомнения мог бы расширить круг своей деятельности и с течением времени улучшать методу своего обучения. Обученные мальчики читают и поют на клиросах, поступают в должности сельских писарей, конторщиков и т. подобн.

А.И.

Женское училище для девиц духовного звания в Киеве. - Октября 15 дня в присутствии Митрополита Киевского и Галицкого Арсения, последовало торжественное открытие с молебствием, училища для девиц духовного звания. Училище разделено на два отделения: высшее и низшее, в первом преподают: закон божий, арифметику, чистописание и рукоделие, во втором: чтение, письмо и рукоделие. На первое начало явилось в высший класс 18 и в низший 14 учениц - всего 32. Училище помещается в одном из зданий при Киево-Софийском кафедральном соборе.