Политическое обозрение

9 июня.

Всякий раз, когда дела Европы находятся в запутанном положении, является мысль о конгрессе. Ныне по примеру прежних лет начинают поговаривать о необходимости всеобщего съезда, на котором бы можно было решить жгучие вопросы нынешнего времени. Парижский корреспондент Jud. Belge приводит причины, по которым непременно должен собраться европейский конгресс, хотя многие считают его делом невозможным в настоящее время. Он рассуждает, что потребность такая заключается в самом положении европейских дел, что державы нуждаются во взаимных объяснениях, и что очень многие, если даже не все из совершенных политических вопросов, никаким другим образом решены быть не могут. Франция, которая пуще всех не желала конгресса, ныне находится в других обстоятельствах. Здесь уже идет дело не о Италии, так как развязка тут уже заранее определена и только составляет вопрос времени, но здесь все внимание Франции, хотя она этого старается не дать заметить - поглощает восточный вопрос, который тем тягостнее становится, чем ближе и правдоподобнее сближение Англии и Австрии. Тут конгресс освободил бы Францию от коалиции этих государств и уничтожил бы гегемонию Англии на востоке. Прусси и Италия не имеют ничего против конгресса. Англия же согласилась бы также выйти из status quo, столько стоющего ей денег и билетов. Европа превосходно знает, что дела в прежнем состоянии оставаться не могут и что настало время, когда необходимо нужно с одной стороны признать совершившимися некоторые факты, с другой же приискать приличные средства против всеобщей, угрожающей постоянными переворотами европейской неурядицы.

Зато и нынче находим те же самые препятствия, которые были и прежде. Во-первых, прежде всего при составлении конгресса должно быть полное согласие в основании негоциаций, а этого именно и нигде нет. Правда идут переговоры между Франциею, Италиею, Австриею и Римом, но по сию пору никаких результатов не видно, а о переговорах в восточном вопросе и речи быть не может. Поэтому весть о конгрессе остается пока только pia desideria, о которой лишь упоминаем по обязанности журналиста.

Съезд епископов в Риме, что можно было и предвидеть, становится политическим фактом - демонстрациею против итальянского короля и Франции. Адрес, подписанный съехавшимся высоким духовенством, прямо объявляет плачевным нынешнее положение итальянской церкви, восстает на гонения, которым подвергает светская власть св. отца, похваляет его поведение в защите прав церкви и советует не уступать в дальнейшей борьбе с итальянским правительством. Таким образом, процесс папы получил новое открытое моральное подкрепление и потому очевидно, что с этой стороны нечего ожидать развязки римского вопроса.

Что же касается всеобщего дела Италии, то постоянно, что оно до тех пор удовлетворительно окончиться не может, пока не решится дело с Римом. - До тех пор пока Рим не принадлежит Италии, борьба с Австриею немыслима. Поэтому и страна и не логична, и с точки зрения политической преступна. Последняя патриотическая вспышка в Италии и сущность ее лучше всяких доводов доказывает, что правительство не принимает в ней участия, предприятие это доставило лишь только пользу одной Австрии. Чтобы объяснить это скажем несколько слов об этом предприятии.

Те, которые затеяли эту безрассудную выходку, рассчитывали на поддержку всей Италии, на революцию в Тироле, на повсеместное восстание Венгрии и южных славянских провинциях. Предводителями были гарибальдийские офицеры Нулло и Амбиверы. Предполагалось напасть на австрийские границы с трех пунктов одновременно, от Стельвио, при Ферраре, при По и с Адриатического моря. Кажется, что независимо от вышеизложенных рассчетов рассчитывали и на то, что итальянское правительство волею или неволею втянуто будет в войну. Известно уже каким образом правительство успело заблаговременно предотвратить пагубные последствия этого безрассудного плана, остается только сказать насколько были верны расчеты агитаторов. Экспедиция эта состояла из нескольких сот человек, и нападение готовилось на Тироль в виду сотни тысяч австрийских штыков, готовых ринуться по первому сигналу на невооруженную и неприготовленную Италию. Австрии представлялся случай отметить и Каталафиме, и Сальферино, и Виллафранку - ее не удерживало ничто: ни южные славяне, занятые собственною борьбою с турками, ни Венгрия, которой выжидательная стратегия связывает руки и ноги, ни Франция, которая не могла бы подать помощи Италии, не имея ни права, ни вызова к войне; в довершение же еще Тироль - где предполагался театр войны, заставил бы Германский союз подняться на защиту своих владений. - Словом повсеместная катавасия - страшная и не обсчитанная будущность.

--------

Франция. Читаем в Jnd. Belge: Президент Жуарез заключил с Соединенными Штатами заем в 25 миллионов долларов, обеспечив таковой на мексиканских владениях, пограничных с штатами. Франция через посланника своего г. Мерсье протестовала этот заем; таким образом принятое Франциею положение в Мексике постоянно сталкивает ее с правительством штатов. Утверждают, что Франция предложила Австрии совокупно действовать с целью уговорить Порту к заключению перемирия с черногорцами. Предложения эти приняты с некоторыми условиями, вследствие чего послан из Парижа в Константинополь приказ г. Мустье, чтобы тот окончательно условился по этому предмету с австрийским посланником.

Говорят, что итальянский король, расставаясь с принцем Наполеоном, вручил ему письмо к императору, в котором благодарит его за доставленное ему посещение, за флот, а считает эту манифестацию явным отзывом в пользу Италии - при чем просит его удалить Франциска ІІ из Рима.

Кажется между Испаниею и Франциею не все еще кончено касательно Мексики: ибо в настоящую минуту получаем весть, что маршалу Серрано послан из Парижа приказ остановить в Гаванне генерала Гюссе с одной дивизиею бывшего экспедиционного корпуса и удержать кроме того еще известное количество транспортов.

Германия. Депеша из Франкфурта извещает, что германские демократы и либералы собрались в этом городе и сделали постановление пригласить либеральных представителей народа со всех германских государств, не исключая и Австрии, с целью совещания по важнейшим политическим вопросам, особливо же о германской конституции.

Известно, что германское общество национальных стрелков во Франкфурте, из уважения к Гарибальди пригласило его и итальянских стрелков на большой торжественный праздник. Но потом, когда пообдумали, что восторг этот не совсем согласуется с целью германского общества, то решились не приглашать итальянцев. Депеша из Милана сообщает, что глава миланских стрелков, желая успокоить германских патриотов, уведомил франкфуртское общество, что итальянские стрелки не приедут на праздник.

Италия. Сообщают о письме, написанном генералом Кляпкою к Коссуту, в котором генерал обвиняет правительство Франции в недоброжелательстве к событиям в Бергамо и Брешии, равно о возбуждении в Австрии смелости к репрессивным мерам.

9 т. м. в собрании консистории в Риме папа говорил об ошибочном и ложном понимании светской власти, которую отделяют некоторые от религиозного вопроса. Кардинал Маттеи прочел адрес о защите светской власти. Некоторые из присутствующих предлагали бросить проклятие на короля Виктора-Эммануэля и императора Наполеона, но предложение не было принято.

Вопрос о поземельном кредите в Италии еще не кончен. Уже все было готово в Турине к подписи, когда неожиданно произошло несогласие и спор, в который должен был вмешаться г. Биксио. Он и объявил, что французское общество дает и так уже столько уступок, что больше уже оно ничего не в состоянии сделать.

Последние депеши.

Лондон, 10 июня. Из Нью-Йорка от 1 т. м. извещают, что войска унионистов осаждают Миссисипи и Литл-Рош в Арканзасе. По другим вестям армия конфедератов в числе 200 тысяч расположилась при Ричмонде.

Турин, 9 июня. Гарибальди отправился по приглашению в Локарн в Швейцарии.

Лондон, 8 июня. Пришло из Нью-Йорка известие, что мексиканцы в числе 10 000 атаковали французов и разбили их. Французы потеряли 300 человек.

Рагуза, 9 июня. Со 2 т. м. ежедневно происходят стычки между турками и черногорцами; с обоих сторон потери весьма чувствительные. 5 числа турки под предводительством дервиш-паши овладели после пяти-часовой битвы Острогом, который был занят и защищаем черногорским князем.

Триест, 8 июня. Ллойдский пароход привез известия из Калькутты. На водах о-ва Есвы появились пираты. Инсургенты дважды потерпели поражение под Шанхаем.

(J. de St. P. G. P. C. П. В.) Р. К.