Политическое обозрение

13 июня.

В прошедшем № нашего обозрения, говоря о римском вопросе, мы сказали, что опасения на счет значения римского съезда оправдались, и что религиозный обряд превратился в политическую демонстрацию. Ныне уже явились и результаты его. Кардинал Антонелли, которого решимость и упорство на некоторое время казалось ослабели под натиском (?) общественного мнения и неумолимой логики совершающихся фактов, ныне снова пробуждается в борьбе. Поддерживаемый католическими прелатами, он выступает с открытою нотою и объявляет французскому правительству, что папа не перестанет твердо держаться того принципа, коим руководствовался и прежде, т. е. не допустит в переговорах ни малейшего условия, могущего ограничить пределы его светской власти. Факт говорит за себя. И мы еще раз повторим, что развязка римского вопроса принадлежит времени. Насильственно же решить этот вопрос невозможно. Тут дело не в сомнительных результатах войны, тут оппозиция не в штыках; даже восточный вопрос перед ним ничто. Но тут борьба с старыми отживающими принципами, и покуда они не распадутся, не слягут сами в могилу, их противодействие смертельно. - Правда, не повторится время Генрихов и Фридрихов германских, Жак-Клеманов и Равальяков, но есть еще целый сонм французского клира, который особенно ныне ультамонтанизировался поездкою в Рим. Ведь говорят же, что кардиналы условились в Ватикане сложить все придворные достоинства, отказаться от сенаторских кресел, если бы папа оставил Рим по принуждению. Давно ли еще французский народ слушал в церквах возмутительные речи французских проповедников, которых ненависть к нынешнему правительству только и может раздувать один Рим, ибо Наполеон ІІІ, больше чем его предшественники, осыпал духовенство милостями и привилегиями. - Этот опасный враг не дал усыпить себя щедрыми бенефисами, богатыми патримониями, и чутко бережет владычество Рима, ибо знает, что с его падением весь отойдет на второй план, займет место, которое ему назначает характер современной эпохи, закон цивилизации. С этой точки зрения римский вопрос в судьбах человечества также важен, как реформация, как французская революция.

Но мы зашли за пределы нашего обозрения, и потому возвращаемся к текущим событиям. По праву первое место принадлежит восточному вопросу. К сожалению и тут придется повторить то же самое, что сказано о Риме, что вопрос современный животрепещущий, а опасно к нему приступать близко. - Самые крайние убеждения, самые противоположные интересы подают ныне друг другу руки, чтобы только остановить развитие этого вопроса. Считают уже достоверным, что Австрия и Франция после представительных переговоров потребовали перемирия, во время которого надеются дипломатическим путем решить спор между Черногориею и Турциею. Положим известие справедливо, допустим, что состоится перемирие, но дальше надежды на успех мало. Герцеговина и Сербия не задумаются потребовать для себя тех же уступок, которые надеются получить для Черногории, между тем автономия этих княжеств невыгодна для Австрии; слышно даже, что Австрия под видом охранения своих границ требует дозволения занять своими войсками Боснию.

В американском вопросе должны кажется скоро произойти важные события. Мы не говорим здесь о последнем сражении 30 и 31 мая при Ричмонде, ибо оно имеет значение только изолированного факта и, несмотря на чувствительные потери обеих сторон, война будет продолжаться с прежним ожесточением и настойчивостью. Но мы константируем весть, которую ныне печатают все журналы, именно, что Франция является примирительницею в этой гражданской войне. Некоторые газеты, как напр. Jnd. Belge, утверждают, что остается лишь определить обоюдные условия переговоров, ибо основания их уже приняты Англиею и Франциею. Основания же эти, полагают, суть такие: Штаты Севера получают Кентукки, Теннеси и Арканзас, но отделяют от Юга, коего признают полную независимость. Штаты южные обязываются улучшить быт невольников, приготовляя их, так сказать, постепенно к совершенному освобождению. Согласно тем же корреспонденциям южное правительство согласилось на эти условия, но сомневаются в согласии Севера; в таком случае Франция, говорят, намерена предложить Англии новые, уже независимо от согласия Севера, условия для автономии Южных Штатов.

Ионический парламент разослал ко всем великим державам адрес, в котором просит удовлетворить желание жителей Ионических островов присоединиться к Греции.

------

Англия. Тimes печатает статью, направленную против французской политики в С. Америке. Он говорит (о чем мы уже сто раз слыхали) о недостатке бумаги, как главном двигателе французского имедиаторства. Находит, что еще не настало время, где бы Англия должна была вмешиваться в дела своих бывших колоний.

По этому же вопросу лорд Палмерстон в заседании парламента 13 т. м. объявляет, что не знает ничего о французском посредничестве и его условиях, присовокупив при этом то, что сказано уже в Times о бесполезности несовременного вмешательства.

Конгресс общественных наук открыл свои заседания в Гюйдгеле. Он разделен на 6 отделов: 1) юридический - преобразование законов, 2) просвещения, 3) предупреждения и наказания преступлений, равно опеки над подсудимыми, 4) здравия, 5) народного хозяйства, 6) торговли и международного права.

Франция. Император Наполеон отправляется из Парижа, по обыкновению, в деревенское путешествие и в этом году; это дает повод к дипломатическим заключениям, согласно которым император собирается посетить Берлин.

Moniteur Universel печатает известия из Мексики: Французы без препятствий достигнули до Амазока в расстоянии трех часов от Пуэбло, повсюду почти принимали их по дружески. Вера-Круз восстал против Жуареза. Ожидали, что такое движение распространится и до Пуэбло, что значительно могло бы содействовать ген. Лоренцу при осаде Гваделупы, служащей прикрытием Пуэбло. По последним известиям французский генерал сделал приступ к крепости 5 мая и он был неудачен, ибо мексиканцы отстояли свои передние укрепления. Правительство приняло меры к высылке в Мексику сильного отряда.

Турция. Пишут из Албании от 23 мая. Турецкие силы состоят ныне из 18 батальонов регулярного войска, и такого же количества башибузуков. Население албанское явилось на зов правительства; кроме 2000 резервов, округ Дибра доставил 1000 человек, считают 6000 нерегулярных, из коих третья часть вооружена на свой счет.

Сербия. Дела с Турциею запутываются все больше. Что день, то новый факт. С 15 на 16 июня ночью в Белграде солдаты турецкого гарнизона зарезали сербского юношу. По этому случаю завязалась ночью битва. Турецкие женщины находились под защитою сербов; вмешательством консулов тревога прекратилась. Турецкая милиция удалилась из города.

Последние депеши.

Рагуза 12 июня. - Дервиш паша возвратился в Билецию. Острог заняли снова черногорцы. В последнем сражении турки потеряли 900 человек, черногорцы - 400.

Лондон 13 июля. - По известиям из Нью-Йорка при Ричмонде произошло сражение, продолжавшееся почти двое суток 30 и 31 мая. Сепаратисты первые сделали нападение, и с успехом, но под конец были разбиты на всех пунктах. 1200 человек пало на их стороне, унионисты потеряли 3000.

Константинополь 7 июня. - J de Constantinople публикует австрийско-турецкий договор.

Пограничные с Турциею крепости в России получают значительные запасы провизии.

Турин 12 июня. - По известиям из Потенцы в Базиликаме полная тишина. Бандитизм истреблен совершенно.

Всем, арестованным по делу заговора в Сарнико, возвращена свобода. Нулло отправился к Гарибальди.

(J. de St. P. G. Р. С. П. В.) Р. К.