Местные известия

Киев, 5-го сентября. Сентября 2-го в зале контрактового дома, в присутствии киевского военного, подольского и волынского генерал-губернатора И. И. Васильчикова, киевского гражданского губернатора, вице-губернатора и других почетнейших лиц города, а также членов комитета выставки сельских произведений в Киеве происходила торжественная раздача наград экспонентам, представившим на выставку предметы своих произведений, фабричных изделий и т. п. Вручение каждой награды было приветствуемо тушем городской музыки; после раздачи наград в нижнем этаже контрактового дома был приготовлен сельский праздник, с музыкой и сытным обедом, для крестьян и сторожей, принимавших участие в выставке.

Список лицам, получившим на выставке 1862 года в Киеве награды.

Золотые медали получили: помещик Гудим-Левкович, за образцы пшеницы и скот; помещик Ламберт Понятовский, за образцы зерновых хлебов.

Большие серебряные медали: наследники графа Льва Потоцкого, за произведение свеклосахарного завода; граф Владислав Браницкий, за крупичатую муку и рафинированное масло; киевский житель М. Россиянов, за улучшение пчеловодства; помещик Михальский, за изобретение жатвенной машины; киевский купец Родион Дехтерев, за чугунно-литейные изделия его завода.

Малые серебряные медали: садовник Христиани, за произведения садоводничества и огородства; киевский купец Кобец, за выделанные на его заводе кожи; киевский купец Митюк, за выделанные кожи; временно-обязанный крестьянин Кулик, за земледельческие орудия; иностранка Буркарт, за железные печи, лампы и другие изделия; купец Николай Барский, за фаянсовые изделия на Межигорской фабрике; киевский купец Глезер, за выделанную на его паровой мельнице крупичатую муку; киевская купчиха Мединцева, за фруктовые варенья, конфеты и сироп; генерал-майор Шумлянский, за выведенную им в г. Киеве в первый раз цинтию, и московский купец Судаков, за шляпы и фуражки.

(Окончание в след. № КТ.)

Театр в Киеве. - Сентября 2-го на сцене киевского театра начались драматические представления. Первый спектакль состоял из комедии в 1 действии "Домашняя история" и двух водевилей: "Зачем иные люди женятся" и "Френолог и физиономист". Ровно полгода назад киевляне были лишены театра - это кажется была главная причина, что почти все места были заняты публикой. В этом спектакле принимал участие любимец киевской публики, артист Петербургского театра г. Никитин, который безукоризненно, превосходно исполнил в высшей степени трудную роль в комедии Григорьева. Публика приняла г. Никитина с громкими аплодисментами и неоднократными вызовами, которые действительно заслужил г. Никитин. Все места в этой комедии были исполнены г. Никитиным с удивительным тактом и знанием сцены, монологи читались с таким увлечением, что в театре водворилась необыкновенная тишина - а в Киеве это большая редкость! В заключение спектакля г. Никитин прочитал элегию Розенгейна "Об акциях" и снова заставил публику слушать его с большим вниманием и интересом. В этом спектакле дебютировали в первый раз на киевской сцене г-жи Андреева и Петрова и гг. Петров, Лиханский, Шагаев и Клинов. Андреева весьма удовлетворительно исполнила две роли в комедии и водевиле, г. Петров кажется будет полезным в нашей труппе, а о прочих умолчим, чтоб гусей не раздразнить да и самому не сделать ошибки - по одной роли трудно судить о таланте артиста, это все равно если б мы отозвались о игре г. Линского, который тоже выступил в первый раз на киевской сцене 4-го сентября в ролях Лисичкина ("Богатая старушка") и Харьковы ("Коломенский нахабник"). Посмотрим, что нас ожидает впереди, а первые два дня спектакля под режиссерством г. Никитина оставили о себе много приятных воспоминаний.

Пожар в Бердичеве. - Августа 31-го, в девять часов утра в Бердичеве произошел пожар, от которого не более как в два часа времени сгорело 10 домов с деревянными службами и пристройками. Убыток еще не приведен в известность. Пожар произошел от неосторожности.

- В с. Чернявки (Подольской губ.) градом величиною в голубиное яйцо совершенно истреблен крестьянский яровой хлеб на 2500 моргов. Убыток простирается до 2000 р. сер.

- В с. Белой (Каменецкого уезда) крестьянский мальчик Кармалюк, 9 лет, от огорчения, что получил два удара кнутом от отца, на другой день повесился.

Выставка сельских произведений в Киеве (продолжение). В главной зале контрактового дома помещались остальные отделения выставки; они состояли из изделий: шерстяных, льняных, пеньковых, глиняных, фаянсовых, металлических, минеральных, а также здесь помещались отделения шелководства и пчеловодства. Для лучшей классификации представленных предметов в длину зала нарочно были устроены в четыре ряда столы, на которых были разложены и расставлены упомянутые предметы.

Отделение шелководства было обогащено несколькими весьма интересными предметами, в числе которых первое место бесспорно принадлежало отставному генерал-майору Шумлянскому, который представил на выставку дерево айлант, разведенное им на собственных плантациях в Киеве и шелковичный червь цинтий, в первый раз завившийся в России в 1861 году. Здесь же были коконы цинтия, завившиеся на айланте, и образцы шелка. Если привезенный в Россию из-за границы червь цинтия распространится в нашем крае, так как и червь шелковичный, в чем нечего сомневаться, потому что уход за цинтием не требует столько бдительности, как червь шелковичный, то инициатива введения его будет принадлежать г. Шумлянскому, который первый ввез его в Россию. Шелк цинтии весьма мягкий и нежный; от обыкновенного шелка разнится только цветом; именно цвет его светло-коричневый. Кроме дерева айланта г. Шумлянский представил экземпляр хлопчатника, вырощенный на грунте, с цветом и хлопком. Это также немаловажное открытие, что хлопчатник может произростать, цвести и давать хлопок в нашем крае. Начало сделано, стоит только постараться разработать этот предмет и ввести его в нашем юго-западном крае. Мы слышали за достоверное, что г. Шумлянский намерен в Херсонской губернии развести большие плантации айланта и хлопчатника. Дай Бог, в добрый час!

Образцы шелка, коконов, шелковичных червей и семени были доставлены от известного в нашем крае шелковода профессора Чижова, а также из Черниговской губернии Козелецкого уезда, от полковницы Елизаветы Протасовой и государственного крестьянина Трипольского сельского общества Петра Кравченка. Прядь и выделка шелка были чрезвычайно искусны и мы с удовольствием видели, что эта отрасль промышленности все больше развивается в нашем отечестве. В это отделении было выставлено несколько шелковых тканей наших крестьянок, преимущественно из Васильковского уезда, которые отличались изяществом, ровностью пряди и густотой. В особенности хороши были кисии, употребляемые на намитки (*) нашими малороссиянками.

Отделение пчеловодства особенно было обогащено разными предметами, доставленными киевским гражданином Михаилом Россияновым, который в предместьи Киева - Куреневке имеет свою пасеку и занимается исключительно пчеловодством. Предметы, доставленные им, были следующие: 1) так называемый улей-лежак, который пчеловод во всякое время может разбирать и читать как книгу - стены его стеклянные; 2) стеклянный улей, разделенный на три отдела, из них в верхнем помещается лучший мед, в среднем находится гнездо и в нижнем - вощина для дальнейших сборов меда. Улей этот имеет то удобство, что при снятии с него верхней части, во всякое время можно вынимать соты, не нарушая гнезда детки; 3) новоизобретенный маточный улей, приспособленный для того, дабы во всякое время можно было иметь матку. Кроме г. Россиянова, титулярным советником Петром Корженевским был представлен практический улей, доказывающий, что после вынутия матки, в известных случаях и известное время, пчелы не остаются сиротами.

Очищенный и беленый воск, также восковые свечи, были представлены от разных лиц, но по выделке и белизне особенно отличались свечи завода киевской купчихи Марии Дрониковой. Вот все, что можно было заметить в этом отделении; правда здесь были восковые цветы и какая-то восковая ручка изделия Полякова, но они, как не приносящие никакой пользы, не обращали внимания.

Рядом с этим отделением иностранец г. Стос поставил собранную им коллекцию вредных насекомых для свекловицы. Здесь были долгоносики, разной породы жучки как: жук-кравец (Lethrus cephalotes), обрезывающий листья свекловицы и уносящий их в свои норы; страшнейший враг долгоносик (Cleonus punkliwentres), который является со всходом свеклы и продолжает свои опустошения до половины мая, один такой жучок в 24 часа совершенно уничтожает свеклу в две пары листьев и т. п. Одни из насекомых были засушены на булавках, другие - сохранены в спирте. Коллекция эта с подробным объяснением и с книгой, в коей на засушенных листьях свеклы указано все постепенное развитие и уничтожение свеклы, весьма интересна и полезна для всякого занимающегося свекловичными плантациями. Нам кажется, что г. Стос оказал бы большую услугу нашим сахарозаводчикам, если б издал особую брошюру о вредных насекомых для свекловицы с приложением рисунков его любопытной коллекции, которую, чтоб составить вероятно много нужно было и времени и трудов.

Несколько дальше в этом же ряду были поставлены изделия из дерева: корзинки, ложки, модели ветряных мельниц и т. п. О деревянных изделиях, доставленных на выставку, решительно не стоило бы и говорить, если б здесь же не были поставлены модели: самоподъемной машины киевского гражданина Россиянова, которая с большой выгодой в мельницах и амбарах может заменить целую артель мешконошей; владелец устроил ее по методе американца Ивенса и хочет за поставку на место 100 р. с. Священник Петр Ракитин представил весьма замысловатую и интересную модель самозвона, а Задонский мещанин Николай Бударин - гравюры с изображением фресок Киево-Софийского собора: отделка и резьба гравюр чрезвычайно нежная и тщательная. Здесь также были превосходные токарные вещи, доставленные Кордесом, как: маслобойни, счеты и т. п. Прочие предметы этого отделения не стоили того, чтоб занимать место на выставке.

В Киеве весьма много мебельных мастеров, между прочим в выставке участвовали только: киевский гражданин Небитов, представивший превосходно сделанный из красного дерева шкаф, вместе с письменным столом и конторкой с восьмью секретными ящичками, который продан за 200 руб. сереб. Хозяин предлагал в подарок этот шкаф тому, кто без указания его откроет секретные ящики, но таких искусников не оказалось. Мебельных дел мастер, варшавский подданный Урбан представил не завидный плетяной шкаф ценою в 125 р. с., австрийский подданный Цинкевич представил ширмы ценою по 25 р. с., Ищенко весьма удобные складные кабинетные стулья, отставной штабс-капитан Гречуха туралет, письменный стол и другие мебли из ясеневого дерева. Мебель вообще на выставке была несравненно дороже, нежели в магазинах. Здесь же было весьма изящно и с большим искусством сделанного плетеное из белого корня садовое канапе казенного крестьянина Паноева, цена 30 р. с., и образцы деревянной массы для выделки бумаги фабрикантов из г. Славуты гг. Лаудебаха и Шейнца. Масса была трех сортов: сосновая, ольховая и ясеневая - последняя была несравненно белее двух первых; из них же бумажной фабрики, находящейся в Заславском уезде, Волынской губернии в м. Славуте, были представлены образцы писчей, сахарной и другой бумаги.

(Продолжение в след. № КТ.)

(*) Род головного убора.