Выступление по радио вице-президента США Уоллеса

НЬЮ-ЙОРК, 29 декабря. (Замедлено доставкой) (ТАСС). В связи с 86-й годовщиной со дня рождения Вудро Вильсона (президент США в период первой мировой войны) с речью по радио выступил вице-президент США Уоллес.

«Для американского народа, – сказал он, – война вступает в наиболее суровую фазу. Мы, наконец, начинаем узнавать, что означают лишения, связанные с войной. За границей наши сыновья все больше и больше вступают в непосредственную борьбу с противником, и в это же время, когда война бушует, и мы, об’единенные нации, удваиваем свой натиск, чтобы добиться победы, перед нами встает надежда, что наступит день мира, когда во всем мире снова зажгутся огни.

Отчаянная попытка Гитлера установить свой мировой порядок достигла кульминационной точки, и в настоящее время Гитлер идет к неизбежному краху. Когда гитлеровский режим развалится и японская военщина будет разгромлена, мировая история вступит в совершенно новую фазу. Наше поколение должно организовать человеческие отношения таким образом, чтобы никакой Гитлер, никакие жаждущие власти поджигатели войны, какой бы они ни были национальной принадлежности, не могли бы снова ввергнуть весь мир в кровопролитную войну».

Уоллес указал, что, когда оккупированные территории будут освобождены вооруженными силами об’единенных наций, необходимо будет провести мероприятия по оказанию им помощи и их восстановлению. Уоллес напомнил, что после первой мировой войны американский народ не был готов взять на себя некоторые международные обязанности, хотя другие страны были готовы пойти на это. Теперь Соединенные Штаты готовы взять на себя ответственность пропорционально своей силе.

«Совершенно очевидно, – продолжал Уоллес, что об’единенные нации должны в первую очередь располагать таким механизмом, который может разоружить и держать разоруженными те части света, которые угрожают нарушить мир. Должен быть также создан механизм для предотвращения экономической войны и для поощрения экономического мира между странами. По всей вероятности, должен быть создан международный суд для решения спорных вопросов. Международный суд предполагает наличие какого-то мирового совета с тем, чтобы любая мировая система, которая возникнет, была бы достаточно гибкой, чтобы справиться с меняющимися обстоятельствами. Для практических целей мы, возможно, найдем, что региональный принцип является весьма ценным в международных отношениях. Например, европейские страны, проявляя интерес к проблемам Пан-Америки, не должны уделять свое основное внимание этим проблемам. Точно так же Пан-Америка, проявляя интерес к проблемам Европы, не должна уделять им свое основное внимание. Чисто региональные проблемы должны быть оставлены в руках заинтересованных стран».

«Сразу же после обеспечения победы над Германией или Японией, – сказал далее Уоллес, – перед об’единенными нациями встанет вопрос о том, как поступить с побежденной страной. Месть ради мщения означала бы варварство. Однако на сей раз мы должны полностью обеспечить, чтобы виновные руководители были наказаны, чтобы побежденная страна осознала свое поражение и чтобы ей не было разрешено вновь вооружаться». Уоллес подчеркнул, что военное разоружение должно быть поддержано психологическим разоружением, т. е. наблюдением за школьной системой в странах агрессии для исправления, насколько это возможно, дьявольськой работы, проделанной Гитлером в деле отравления умов молодежи.

Уоллес указал, что экономическая реконструкция будет также играть исключительно важную роль в создании нового прочного мира. Он указал на необходимость планирования заранее мероприятий, направленных к тому, чтобы после нынешней войны избежать экономических потрясений.

Возражая изоляционистам, утверждающим, будто «клика идеалистов собирается разбазаривать американские продукты», Уоллес указал, что подобные упреки исходят от лиц, повинных в экономических трудностях США после первой мировой войны, возникших в результате политики высоких таможенных тарифов. Уоллес указал, что после войны США должны вступить на путь широкого обмена своих товарных излишков на другие товары. «Мы можем таким путем получить больше за свою излишнюю продукцию, чем при помощи высоких тарифов и узкой изоляционистской политики, которая рядится в тогу стопроцентного американизма». Уоллес заявил, что «только в том случае, когда другие страны будут процветать в экономическом и производственном отношениях, мы сможем найти среди них экспортные рынки для сбыта продукции наших заводов и ферм».