Политическое обозрение

Известия из Гаэты доходят до 25(13) генваря. Осаждающие продолжают сильный огонь с моря и с сухого пути, однакож доселе без важных последствий. Рассказывают, будто адмирал Барбье-де-Тинан, возвратившись в Тулон, говорил, что крепость с моря очень сильна, и в состоянии еще долго сопротивляться, не смотря на все приготовления сардинского флота. Существенная польза блокады с моря состоит для осаждающих собственно лишь в том, что она пресекает окончательно всякую коммуникацию с крепостью.

Газеты вообще говорят в пользу мира. Opinione нападает на маццинистов и утверждает, что для Италии необходимо теперь войти в тесный союз с Францией и отложить, если не совсем оставить мысль о войне с Австриею за Венецию.

Выборы депутатов в итальянский парламент уже начались и результаты их до сих пор благоприятны для Кавура. В Турине выбраны: Кавур, Нильетти, Кассини, в провинциях — Чиальдини, Персано, Ламартора, Ратации, в Флоренции — Рикасоли, Перуцци, Жиневри, в Болоньи - Миньетти, Пепом, Берши, Ниша. Вообще большинство на стороне министерства. По всему видно, что Кавур, а с ним и влияние Франции получило перевес над так называемою партиею движения, которая поддерживается Англиею. Сомневаются по этому в возможности войны на Минчио будущею весной.

Неаполитанские войска, разбитые сардинцами в Абруццах, опять удалились в пределы римского территория. Приверженцы Франциска ll полагали на этот отряд слишком большие надежды. Эти надежды скоро рассеялись. Французский гарнизон в Риме ожидает, по-видимому, только падения Гаэты. Контракты с поставщиками разных припасов заключаются на весьма короткое время. В обстоятельстве этом находят доказательство, что правительство французское предвидит близкую необходимость вывести свои войска из Рима. Негоциации относительно римского вопроса не сомнительно ведутся между француским и туринским кабинетами. Но основания таких негоциаций пока неизвестны.

В Австрии последний манифест, предписывающий энергические меры относительно венгерского движения, остается доселе без последствий. Оказывается, что правительство снисходительнее, чем можно было ожидать по последнему манифесту. Замечания, высказанные торговыми палатами, общий голос журналистики и в особенности отчаянное положение финансов побуждает серьезно приняться за реформу. Последний номер Ost-deutsche-Post уверяет, что вскоре созван будет общий сейм провинций немецко славянских, и что депутаты будут избираемы непосредственно обывателями. Эта мера может дать благоприятные результаты для кабинета.

В Княжествах Придунайских продолжают токовать о соединении Молдавии и Валахии. Движения здесь и в Черногории не прекращаются. Австрия постоянно жалуется на турецкие власти, позволяющие вооруженным силам собираться у ее границ. Турция обещала остановить эти волнения, но едва ли будет она в состоянии выполнить такое обещание.

В Париже к 15 (3) февраля имеет собраться конференция для обсуждения восточного вопроса. Англия настаивала, чтобы конференция собралась в Константинополе, но потом уступила. Главным предметом совещаний будет оккупация Сирии, и полагают, что она будет продолжена, хотя Турция и Англия сильно восстают против этого.

Газеты сообщают, что маронитские епископы просили Порту и Францию казнить четыре тысячи друзов. Фуад-Паша и генерал Hautepoul, натурально, не согласились на такую меру. Но уже одна просьба эта достаточно показывает, до какой степени достигло здесь раздражение, и как мало Сирия может рассчитывать на спокойствие, если ее оставят войска французские.

Замечательна по этому вопросу статья Morning chronicl. Газета эта считается органом французского правительства в Англии, и старается между противоположными взглядами на этот вопрос французского и английского кабинетов указать примирительную средину.

В течении последних шести месяцев, говорит Morning chronicl, возникли сильные подозрения на счет французской политики. Эти подозрения рассеются, коль скоро Франция выведет свои войска из Сирии. Эвакуация Сирии покажет неосновательность слухов, будто бы Франция желает утвердиться там навсегда. Надобно надеяться по этому, что император Французов поймет необходимость эвакуации не только в собственном интересе, но и в видах сохранения общего мира. Желательно, чтобы в этом случае он сдержал слово, данное Порте, и не вышел из пределов, указанных конвенцией.

Может быть, однако, свежие факты, доказывают, что оккупацию действительно надобно продолжить. Moniteur извещает, что сами христиане в Дамаске просили об этом лорда Дюфферина. В таком случае следовало бы, чтобы не одна Франция, но многие державы послали войска в Сирию; но никак нельзя допустить, чтобы Франция одна призвана была к охранению порядка на востоке, с исключением неких прочих держав.

Известия из Америки показывают, что движение в Северо-Американских Штатах час от часу получает более серьезный характер. Президент Буханан предложил конгрессу объявить южной Каролине войну. Последствия войны для штатов могут быть чрезвычайно важны: восстание Негров, упадок хлопчатобумажного промысла и приостановление быстрого доселе развития северо-американской республики.

Обстоятельства эти имеют свое значение и для Европы. В Англии, больше чем где-либо привыкли к декламациям и увлечениям партий, и долго не верили в серьезность нынешнего движения в Северной Америке. Теперь, когда это движение грозит превратиться в гражданскую войну, в Англии начинают сильно беспокоиться. Опасаются недостатка хлопчатой бумаги для английских фабрик. Известно, в Англии до семи миллионов человек живет хлопчатобумажным производством, и хлопчатобумажные фабрикаты составляют 77 процентов всего вывоза Англии. Главным поставщиком сырого материала для этого обширного производства постоянно были cotton states. Понятно по этому, какая опасность возникает для Англии, если гражданская война охватит Северо-Американские Штаты и приостановит там возделывание хлопчатой бумаги. С другой стороны Англия не преминет воспользоваться временным ослаблением северо-американской республики, своего давнего и сильного соперника. Во всяком случае, события в Америке, если они в том же направлении будут развиваться далее, могут иметь влияние на политику Англии, а с тем вместе могут изменить взгляд ее и на политические вопросы в Европе.

(J. de St. P. C. П. В. G. C.) B. H.