Архів старих газет
 ---------------------------------------------------
www.oldnewspapers.com.ua
Ціна 2гр.
 ---------------------------------------------------




Литература

Из греческих древностей

О воспитании у Спартан

В 65-м № Киевского Телеграфа в августе месяце 1860 г., в местных известиях показаны лекции, назначенные для чтения в университете св. Владимира на первый семестр 1860-61 года, между прочими греческие древности для студентов историко-филологического факультета. Теперь может быть кому нибудь из читателей интересно будет познакомиться с одной из лекций греческих древностей, которые читаются только однажды в три года, по два раза в неделю, в одно полугодие. На этот раз всех лекций было 26. - Греческие древности, изображая государственную и частную или семейную жизнь Греков, необходимы для основательного познания греческой словесности; они составляют часть специальной истории, дополняют всеобщую и сами предполагают уже достаточное знакомство с историей древней Греции. Эта наука читается у нас весьма кратко, между прочим и для того, чтобы не обременять слушателей множеством лекций, которых в день бывает до 8. - Здесь представляется читателям лекция о воспитании у Спартан. Мы выбрали ее потому, что в настоящее время у нас весьма много стали обращать внимания на общественное воспитание, как основание общественной нравственности и следовательно общего благосостояния: таким образом может быть кому нибудь интересно будет сравнить наше новое воспитание с древним спартанским, рассмотреть каким образом поступали Спартане, чтобы образовать человека и гражданина, по их понятиям, достойного члена государства и семейства.

Право гражданства у Греков и преимущественно Спартан основано было не столько на происхождении сколько на воспитании и личных достоинствах: по этому полным гражданином, имеющим право на высшие государственные должности, считался тот, кто не только получил воспитание, определенное законом, но и в своем образе жизни с точностью исполнял обычаи предков, всецело посвящая себя на службу государства и беспрекословно подчиняя свою волю общественному благу. Государство со своей стороны для подготовления себе членов, каких желало иметь, принимало в свое ведение мальчиков с малолетнего возраста и давало им общественное воспитание. Развитие физических сил, закаление тела и повиновение начальству, или вообще старшим составляли предмет воспитания; учение сначала ограничивалось упражнениями в кратких и сильных выражениях, в метких ответах и поразительных вопросах: потом прибавлено было чтение и письмо. Музыка и танцование занимали важное место в кругу образования.

Дети считались собственностью государства, а не родителей: новорожденные приносимы были в собрание старейших того рода, к которому принадлежал отец, и если, после тщательного осмотра, они оказались здоровыми и хорошо сложенными, их возвращали в родительский дом, если же были слабы или уродливы, их выбрасывали в пропасти тайгета или выносили в лес. - Впрочем государство поощряло граждан к умножению семейства: именно был закон, которым освобождался от военной повинности тот, кто имел трех сыновей; кто же имел четырех, не подлежал вовсе ни каким общественным повинностям. - Первые годы детства проходили под надзором родителей, преимущественно матери, также кормилиц или нянек, которые с самых первых дней приучали детей к будущему, строгому образу жизни спартанца, старались сделать его здоровым, бодрым и бесстрашным. Спартанские няньки славились во всей Греции: богатые родители выписывали их для своих детей и некоторые из этих женщин приобрели историческую известность, как напр. Амикла, которая воспитывала Алкивиада. С семилетним возрастом оканчивалось домашнее воспитание и мальчик поступал в общественное учебное заведение, которого начальник, педоном, определял в известное отделение его сверстников. Отец должен был покрывать издержки, нужные для содержания сына. Для удобнейшего обучения и надзора, мальчики разделены были на роты, иле, которых несколько вместе составляло отряд, называемый буа. Непосредственный начальник роты был иларх, начальник большого отряда буагор; они назначались из умнейших и храбрейших 19-ти летних молодых людей. Эти ближайшие начальники имели много власти над мальчиками: они могли сами наказывать и награждать их, но зато давали отчет старшим и преимущественно педоному. Распределенные таким образом мальчики жили и учились вместе: образ жизни их был очень прост и суров; они ходили более с открытой головой, в легкой и короткой одежде, которая до двенадцатилетнего возраста состояла из рубахи и кафтана, а после того только из одного трибона, род короткого плаща, который должен был им служить на целый год и не переменялся ни летом ни зимою. Воспитанникам коротко стригли волосы, не позволяли купаться в гретой воде, ни намазываться маслом, что обыкновенно делали другие греки за исключением нескольких дней в году. Они спали на сене или соломе без ковров и одеял, а с 15 летнего возраста на камыше, который они рвали руками на берегах Еврота и приносили в свои спальни.

Пища спартанских воспитанников не только была проста, но даже весьма скудна: это делали с намерением, чтобы, не обременяя желудка, мальчики имели больше бодрости и легкости и побуждаемые голодом, старались бы добывать себе пищу посредством хитрости и проворства, - качеств, которые считались весьма полезными для будущего воина. Кража некоторых съестных припасов была дозволена, или по крайней мере не была запрещена: но пойманного на воровстве строго наказывали за неловкость, а не за самое воровство, как говорит Ксенофонт. Впрочем при всеобщей бедности спартан и при общности имуществ, из этого, по видимому, неправильного обычая почти никогда не бывало дурных последствий. - Таким образом мальчиков приучали терпеливо переносить холод, зной, голод и жажду; но этого еще мало, - их старались также закалить против физической боли: с этой целью, кроме частых телесных наказаний, которые, кажется, были очень сильны, ежегодно в праздник Артемиды Орейской целый день у жертвенника секли до крови молодых людей и тот из них, который без стона выдержал это жестокое испытание, признаваем был победителем и награждаем венком, - что считалось большою честью. Бывали случаи, что бедные молодые страдальцы, жертвы бесчеловечного обычая, в молчании умирали под ударами: Плутарх был этому очевидцем. Говорят, что это введено было Ликургом взамен древнего приношения в жертву Артемиды людей и сохранялось еще, и тогда когда Ликурговы законы пришли уже почти в совершенное забвение. Воспитание оканчивалось собственно только с 30 годом; тридцатилетние назывались мужами, апдрес; младшие возрасты обозначаемы были особыми названиями — 19 летние — меллиренес, 20 летние — иренес, за тем старшие сферис (вероятно от игры в мяч, по гречески сфера, - которая у спартан в этом возрасте преимущественно была в употреблении). Ирены, или двадцатилетние граждане, участвовали уже в общественных столах мужей, но оставались жить вместе в своих отделениях и в таком порядке высылаемы были для наблюдения за илотами, - на криптию и на войну, особенно как легко вооруженные. От них требовалась величайшая скромность и беспрекословное повиновение не только начальникам, но и всякому старшему летами честному гражданину: по улице они должны были идти в молчании, спрятав руки под плащ, не оглядываясь, за обедом молчали и могли только отвечать на вопросы старших. Если двое из них вступали в драку, что случалось очень часто, то всякий встретившийся мог остановить их; если же они здесь не повиновались, то были строго наказаны эфорами.

Каков порядок учения наблюдаем был в различных отделениях воспитанников, какова была постепенность и последовательность в их занятиях, мы с точностью не знаем; известно только, что все учение их имело практическую цель и направляемо было единственно к пользе государства. Гимнастика, которая у других греческих племен достигла большого развития и перешла в искусство атлетов, у Спартан служила только для гармонического развития всех телесных сил, для упражнения в терпении и трудах, которые предстояли будущему воину. Таким образом кулачный бой с кестом (вооружением рук посредством камней и металла) и панкратион (кулачный бой вместе с борьбою) были запрещены; фехтование, подведенное под правила искусства, которому учили особые учителя в других греческих государствах, не было принято в Спарте. Бегание взапуски, борьба, метание кружка и копья, равно как гимнастические игры, особенно игра в мяч у взрослых, составляли главные занятия. Обыкновенная игра иренов, которая представляла пример сражения, происходила на острове осененном яворами, образованном посредством каналов наполненных водой, подле Спарты. Участвовавшие в этой игре сперва приносили жертву Аресу (Марсу), потом разделялись на два отряда и с силою устремлялись друг против друга. Сражение производилось без оружия, но тем не менее было опасно: потому что сражавшиеся наносили удары своим противникам руками и ногами, куда попало, царапали их ногтями, кусали зубами и нередко выбивали глаза. Победителями считались те, которые овладели островом; побежденные сталкиваемы были в воду и должны были переплывать на другой берег. - Сверх того юноши и мальчики иногда высылаемы были на охоту, которая с древнейших времен была любимым занятием воинственных Греков. В определенное время отправляли также отряд мальчиков под предводительством ирена, их начальника, в горы, давали им весьма мало съестных припасов и заставляли таким образом жить собственным промыслом (добывать или похищать съестное). Начальник приказывал одним доставлять дрова для огня, другим собирать пищу: они ловили дичь, рвали дикие плоды, пробирались в сады, похищали зелень и фрукты, уносили хлеб с общественных столов граждан, большею частью все это делая ночью, когда все спали, и с величайшею осторожностью, потому что пойманные были жестоко наказываемы. Это была игра в хищники. Для иренов эту игру заменяла криптия, наблюдение за действиями илотов, о чем мы говорили в прежних лекциях. Порядок и продолжительность этих упражнений зависели, вероятно, частью от личного усмотрения начальства, частью применяемы были ко временам года.

(Продолж. впредь.)

 

Copyright 2010-2015 oldnewspapers.com.ua
pressaxix at gmail dot com
 designed in Happines.in.ua