Прочитавши статью «Об евреях» в №19 журнала «День», где так ясно и убедительно представлены истины, казалось бы, что нечего и опровергать; но вот же нашлись ученые жиды, которые в №95 «Московских ведомостей» опровергают да еще с какими натяжками, противоречиями и лживостью обидными для православия! От омерзения не доставало терпения дочитать статью до конца! От ней так и дышет жидом (2).
Дерзость жидов и защитников их является вследствие слабого, на человеческих суждениях основанного доказательства невозможности жидам быть гражданами в христианском царстве, слабость эта особенно замечена в статье г. Александрова в №25 «Дня», где все основано на учении Талмуда. Вот почему они так и хватились за эту статью. Не опровергая Талмуда, они утверждают, что более не следуют ему, т. е. они ученые не по Талмуду, а по-европейски - по-западному.
Статья Александрова и неприверженца жидов, а христианина-индиферентиста может сбить с толку. Стоит жиду оставить Талмуд и уверить, что он не талмудист, то он способен на все во имя гуманности. Восходя от причин к следствиям, мы найдем, что Талмуд - есть следствие, а причину нужно искать глубже «кровь его на нас и на чадах наших».
Убеждения и доводы, основанные на человеческих суждениях, как бы ни были разумны, не убедят не только жидов, но и многих из христиан. Не лучше ли и не ближе ли к цели опереться на евангельских словах Спасителя: евреи не могут отпереться в том, что предки их кричали «распни, распни его». Слова Спасителя о рассеянии их по всему лицу земли оправдывается историею, и предсказание, что они не будут иметь ни царства, ни храма, ни архиерея, ни гражданства, но остаток Израиля спасется, но неиначе как верою во Христа распятого ими, сбудется, ибо небо и земля мимо идут, а слова Христа Спасителя не мимо идут.
На каких десяти заповедях основывают равноправность свою с христианами? Не на тех ли, в силу которых предки их распяли Христа, а современные жиды, как истинные потомки их, других заповедей иметь не могут, наши же заповеди без Евангелия немыслимы.
Домогательство жидов быть равными в правах гражданства с христианами противно воле и словам Спасителя, и никакие силы человеческие не могут сделать того, что противно воле божией. В чем успел Юлиан Богоотступник силою своею и средствами желая в поругание слов Спасителя воздвигнуть храм Соломонов? Историк Иосиф Флавий описал событие это. Такой же точно успех будет в желании и затеях сделать полноправными жидов (Бог поругаем не бывает). Около двух тысяч лет жиды рассеянные по всему лицу земному, неужели в продолжение того времени не нашлось бы клочка земли или царства, хотя бы языческого, где бы жиды огражданились? Это может убедить всякого не упорного поклонника иудаизма, что печать проклятия гнетет их.
Неужели под конец веков (3) пришлось России православной пренебречь Евангелием и святыми словами Спасителя, вопреки его божественной воле.
Что в христианском царстве и народе нет христиан совершенных, т. е. безгрешных - это любимое мнение жидов. Оно то и позволяет грешному жиду запустить лапу в христианское достояние, и все это не противно человечности. Православное христианство вовсе не думает, что христианин безгрешен. Один Бог без греха - приведенные же ими укоризны на счет святейшества и безгрешности папы к нам не относятся. В этом мы между прочим с западом расходимся. Признаем и видим греховность всякого из нас христианина и есть даже слабые в вере христианской, но все же не враги Христа. Петр трижды отрекся от Христа и Иуда продал его, но между ними есть разница. Петр раскаялся и прощен, а Иуда в другой путь отошел, серебренники же и любовь к ним оставил в наследие последователям своим, нераскаянным врагом проданного им Христа. Размыслите отчего жиды так добиваются чинов и должностей? Неужели их можно заподозрить в честолюбии? Нет и нет, жид в этом не грешен! Любезные побоготворяемые им серебренники, зависть и досада, что чиновники не их племени не умеют вполне пользоваться, и часто добро через пальцы у них проскакивает; (4) вот болезнь их, не лишним считаем заметить, что жиды в двадцатых годах в Константинополе купили тело повешенного турками патриарха Григория и таскали мученика по улицам Константинополя, а жиденьки выкалывали глаза и бороду обрывали. Событию этому есть живые свидетели. Тело св. мученика и ныне в Одессе, в греческой церкви. В Одессе 1859 года один прилично одетый, значит из образованных, а не талмудист в пейсах, вошел в церковь католическую и палкою избил стоявший крест над плащаницею. - В то же время целая толпа жидов из-за ограды бросала камнями на плащаницу во время обхождения кругом в греческой церкви, и только гуманное местное начальство признало этих извергов в белой горячке. Чего же ожидать тогда, когда жиды будут у нас губернаторами и полицмейстерами? Всего поразительнее тенденция жидовины в №95 «Московских ведомостей» доказать, что Русское царство никак не должно быть с своею церковью одно целое. Он мудрствует, что царство должно быть гражданское, и церковь отдельно сама по себе, т. е. царство из народа, которому нет надобности до церкви, потому что в этом царстве главное участие в распоряжениях примут жиды, умнейшие из всех, которым церковь Христова так ненавистна. После этого и самое имя - православная Россия - упразднится и будет просто государство Россия, это видите в духе времени - во имя науки! Вот вам и дух времени, вот вам и наука, да какая! В марте сего года была напечатана в С. П. В. речь какого-то раввина в таком же духе и смысле, что им предстоит слава образумить Россию и вывести из заблуждения и отсталости и что Россия много теряла, отчуждая таких разумных деятелей, и что теперь только Россия будет блаженствовать, а то дескать она с своим православием в тумане бродила. (Sic!)
Очень и очень полезно, что газеты не отвергают печатать все, что попадется; скрытый враг хуже, теперь же ясно видим до какой степени оглупели эти несчастные отверженники Божие, что так поспешно высказывают себя: кто они такие и что затевают.
Ученость и образование не делают человека честнее и добрее, они и крошки ума не добавят. Ученость сама по себе не есть ум, ум истинный не допустит человека до поступков бесчестных и предательских, коих нередко видно от людей ученейших и образованных. Да кто же спрашивается и Спасителя распял, как не ученейшие и образованные, по тогдашнему книжники и фарисеи. Учение и образование - дело весьма полезное и благословенное для человека, но вопрос, какое? На краеугольном камне веры Христовой основанное, свет Христов просвещает всех, а без этого света учение и образование будет, да разума не будет; без разума же явится враг рода человеческого, а первее божий враг, он умнее всех ученых, помимо света истины он то и учит всех своих последователей противлению истины.
Ученым жидам, которые так гордятся своею ученостью и лезут туда, куда их голова не лезет, навязывают свои услуги, где в их не нуждаются, полезнее было бы употребить свою ученость и образованность на просвещение закоснелой в грязи и страшном невежестве своей братии и вразумить ее и тогда уже домогаться равноправности с прочими гражданами и во имя гуманной любви к человечеству; вразумляйте лучше своих, еще не достигших до такой премудрости, чтобы они перестали кормить христиан собачьим мясом, как это случилось в этом году в Киевской губернии; дохлым лошадиным мясом как в Херсонской губернии.
В Каменце-Подольском захвачена была жидовка в преступлении, она мочилась на кучу вяленой рыбы, лежавшей в углу ее лавочки для прожади христианам. Вот о чем подумайте, мудрейшие, ежели мудростью и ученостью не отвергнете, что эти дела выше понятия человеческого, и этих дел миллионы. Это факт не опровержимый, что нет пищи, которая, проходя через жидовские руки христианам, не была бы осквернена всеми ужасающими мерзостями и это все поп учению Талмуда. Советуем вам, господа отвергающие Талмуд, обратить внимание на свою братию, а нас бы покуда оставить в покое от ваших услуг и образоватия.
Странник.
Июня 3 дня, 1862 года. Г. Киев.
(1) Настоящую статью редакция получила при следующем письме:
М. Г.
Предлагаемая вместе с сим статья «О жидах, называющих себя евреями» лично мною была представлена редактору «Киевского курьера», но как г. Стрешнев не согласился напечатать ее в столбцах своей газеты, потому что, как он сам выразился, у него большая половина подписчиков евреи, от которых он хлеб ест и что иначе не согласится дать ей место в своей газете, как с уплатою за напечатание 1000 руб. сереб., несмотря на то, что упомянутую статью он даже и не знает, ибо, прочитав оглавление, бросил с пренебрежением и сказал: «нет, я этой статьи не напечатаю». Честь имею покорнейше просить вас м. г. дать ей место в «Киевском телеграфе» и известить меня, сколько будет следовать за помещение упомянутой статьи. (*)
Прошу принять совершенное уважение, с которым имею честь быть
Вашим покорнейшим слугою Странник.
(2) Несмотря на то, что в русской журналистике появилось столько дельных статей, в которых обсуживается вопрос о евреях - несмотря на прекрасную статью г. Костомарова «Иудеи», мы решились дать место в своей газете «О жидах, называющих себя евреями». Не разделяя личных мнений автора, мы тем не менее придаем особенный вес этой статье. Важность ее заключается по нашему мнению в новом способе доказательства. Ред.
(3) Автор кажется верит в близкий конец мира. Ред.
(4) Здесь автор впадает в крайнее заблуждение. Ред.
(*) За напечатание подобного рода статей редакция никогда платы не берет, если ж пожелала г. Стрешнев, то в этом нечего удивляться. Он объявил в одном из номеров «Курьера», что середовый номер должен быть окупаем желающими полемизироваться. И так плата за напечатание статей в «Киевском курьере» приносит двойную пользу: дает возможность редакции не прекратить своего издания и свирепым полемистам, вроде Федорова, попасть в число литераторов... Кстати, мы слышали за достоверное, что Федоров до того пристрастился к тиснению своих произведений, что в скором времени намерен издать русскую грамматику, которая будет весьма полезна для его собратий... букинистов. Как же после этого не сказать, что г. Стрешнев открывает широкое поле прогресса, скоро Федоров начал писать статьи и печатать их. Для лучшего знакомства с орфографией Федорова мы вскоре напечатаем одно его подлинное письмо без всяких изменений, чтоб читатели могли определить сам ли пишет свои статьи Федоров или тот, которого подписка принимается на получение «Киевского курьера». Ред.