Архів старих газет
 ---------------------------------------------------
www.oldnewspapers.com.ua
Ціна 2гр.
 ---------------------------------------------------




Проект водопроводов в Киеве

Малое количество воды, доставляемое колодезями в Киеве, имеющими нередко 15 и более саженей глубины и во время продолжительных засух нередко совершенно иссякающими, давно уже возбуждает во многих жителях мысль об устройстве водопроводов. Такое предприятие было бы тем более полезным, что здешняя колодезная вода по своей солености почти не удобна для употребления.

Но как ни желательно киевлянам устроить водопроводы, тем не менее большая часть горожан находит важные препятствия к устройству их; именно: большое протяжение города (1), значительная возвышенность (2) и следовательно неровность местности, на которой расположены главнейшие части Киева (3).

Найдутся, правда, лица, допускающие возможность победить препятствия, полагаемые самой природой, но лишь при исключительном условии, - огромных денежных пожертвований со стороны домовладельцев, и без того обремененных городскими повинностями. Что касается до нас мы думаем, что во-первых, физические препятствия не так важны, а во-вторых, устранение их не будет сопряжено с обременительными для домовладельцев денежными расходами.

Снабжение Константинополя пресною водою ясно доказывает, что вода, ниспускаясь в долину, легко поднимается на возвышенность. Тут проводят воду из прудов, ключей и т. п., находящихся на окружающих возвышенностях, по трубам, составляющим в сложности около 120 верст, за исключением тех, которые расположены в городе по обеим сторонам Золотого Рога.

Конечно, чтобы снабдить Киев днепровскою водою, нужно поднять ее на высоту 350 и даже 365 фут. Но мы знаем, что в рудниках Баварии насос одним взмахом поднимает воду на высоту 370 метров или 1,214 русских футов; следовательно снабжение Киева не представляет значительного затруднения.

Цель этой статьи показать, при каких условиях могут быть устроены в Киеве водопроводы без громадной затраты сумм. Сообразно с этим положением мы рассмотрим во-первых, движущие силы, количество работы, во-вторых, бассейны, в-третьих, водопроводные трубы и наконец в-четвертых исчислим денежные издержки.

1. Устройство движущей силы.

Каждое механическое сооружение должно удовлетворять следующим условиям:

1. Доставлять возможно большее и,

2. Требовать возможно меньшего количества денежных издержек на здание, в коем это сооружение должно помещаться и на ремонтировку.

Усовершенствование паровых машин достигает в настоящее время крайних пределов. Ныне нет надобности в многосложных и чрезвычайно дорогих привозах с громадными их размерами, что весьма облегчило приобретение и употребление паровых машин.

При всех этих выгодах и машины доставляют возможно большее и равномерное действие. Многие сознают, что в настоящее время паровые машины в сравнении с прочими двигателями еще довольно у нас дороги и пользование ими сопряжено с значительными денежными издержками во-первых на горючий материал и во-вторых на содержание искуссных машинистов. К этому неудобству нужно еще присовокупить и необходимость особого помещения для машин.

Сравнивая количество работы, доставляемое паровыми машинами, с их дороговизною, словом выгоды и невыгоды нетрудно прийти к вопросу: нельзя ли применить другого двигателя, требующего меньших издержек? (4) К сожалению механика хотя и представляет такие двигатели, но для киевского водопровода они не совершенно удобны.

К числу сих двигателей и двигателей самых дешевых бесспорно принадлежит воздух и вода (5), но первый, по неравномерному действию и требованию возвышенной местности, здесь не может быть применим; затем остается двигатель вода; рассмотрев его, мы укажем в какой мере можно его применить к делу.

Известно, что вода представляет наиболее двигательной динамической силы, действуя на гидравлические колеса, коих до сих пор мы знаем несколько родов: 1) турбины, 2) горизонтальные (умова), 3) с лопатками, 4) с ковшами, 5) с противодействием и 6) висячие, устраиваемые на судах и т. п.

Приложение к производству действия первых пяти родов колес влечет за собою производство спусков - следовательно при двигателе днепровской воды здесь они не могут быть не применимы.

Возможность применения висячего колеса поднять значительное количесто воды и на значительную высоту в данное время доказывает сооружение бывшее на Сене (6), устроенное Людовиком XIV. Сооружение это, как известно, состояло из 14 гидравлических колес для поднятия воды на высоту 500 фут.

Мы не можем руководствоваться этим примером. Течение воды в р. Днепре очень медленно (1½ фута в секунду); поэтому висячим колесам пришлось бы давать необыкновенно большие размеры; такие колеса легко могли бы портиться.

Содержание в исправности нескольких судовых сооружений с прислугою несравненно дороже обойдется содержания паровой машины с соответственным числом паровых сил, которую следует поместить в прочном каменном строении на берегу Днепра, состоящим из 3-х отделений: 1) для машины, 2) насосов, 3) горючего материала.

При выборе места для строения следует принять в соображение: 1) постоянный приток в достаточном количестве чистой воды возле самого строения; 2) удобную доставку материалов, нужных для действия машины; 3) возможно меньшее расстояние между машиною и главным бассейном; 4) выбор места для главного бассейна.

Каждое место правого берега Днепра между подольскою пристанью и казармою «Подольские ворота» удобно для первых двух пунктов. Третьему пункту соответствует берег Днепра напротив городского сада.

(Продолжение впредь.)

(1) Пространство между Зверинецким и Куреневским кварталами равняется 12-ти верстам приблизительно.

(2) Около 350 футов над поверхностью Днепра.

(3) Печерская, Дворцовая и Старокиевская.

(4) Нам кажется, что автор смешивает две совершенно разные вещи орудие и силу, приводящую его т. е. это другие или машину в действие. Машина без внешней силы не будет действовать, мельница водяная без воды ничего не смелет, равно как и ветряная без ветра - внешняя сила ее есть душа известного орудия известной машины. Хорошая машина имеет то достоинство, что она во-первых служит самым удобным проводником внешней силы, применяя ее к известному действию, и во-вторых в силу своего хорошего механизма увеличивает даже незначительную внешнюю силу до громадных размеров. Громадный камень требует силы положим рук десяти человек, для того чтобы его сдвинуть с места - между тем как при помощи рычага или по нашему дручка и точки опоры один человек может его сдвинуть с места. Прим. ред.

(5) Ветер и вода суть так называемые слепые силы природы, и никакая в мире механика не изобретала их. - Они существуют от сотворения мир. Человек может их только применять, т. е. заставлять их за себя работать. Прим. ред.

(6) Течение Сены в Париже от 3½ до 6½ футов в секунду.

Copyright 2010-2015 oldnewspapers.com.ua
pressaxix at gmail dot com
 designed in Happines.in.ua