Жатва машинами на Украине в 1862 г. и жатвенные машины на Лондонской всемирной выставке в том же году

Продолжение. См. №24 и 25 "Киевского телеграфа".

Посещая всемирную выставку сего 1862 г. в Лондоне, я встретил две жатвенные машины с механическою грабкою, которые также видел во время самого действия в августе месяце на полях английских ферм. Одна из них, это измененная машина Мак-Кормика, действовала в пшенице на станции при железной дороге в Бетфорте: три обыкновенные вахляры, употребляемые при складывании жита на полу, действовали, по обыкновению, на своей оси; место же четвертого заменено грабкою, которая, как только сойдет вниз, переворачивается на полу и сбрасывает жито набок позади лошадей. На оси, где прикреплены вахляры, оборачиваемый при помощи цепи насажен эксуситрик наподобие большой подковы, внутри которого ходит рычаг, перебрасываемый при помощи контрваги, которая в свою очередь оборачивает грабку. Действие механизма выдумано идеально, но оно непрактично для долгого употребления. Трение внутри эксуситрика необыкновенное, при виденном мною действии машины, все почти ее части плавали в прованском масле, потому что без этого все сейчас постирается; за каждым оборотом контрваги сильно вздрагивает вся машина; поэтому даже английским - богатырским лошадям эта машина не по силам; впрочем главный ее недостаток тот, что она может резать жито только в одну сторону, а назад должна идти напрасно в бездействии. Если бы резанная ею пшеница была прямая, она еще резала бы, а то пшеница была наклонена и машина не могла работать на левую сторону, потому что цеплялись грабли, принуждена была работать с одной только стороны поля. Кроме того, горсти жита не были так равны и так хорошо сложены к жатвенной машине польской. Кого интересовал бы чертеж этой машины и более обширное описание ее, тот найдет в №22 в Journal d'agriculture practique. - Эта машина никогда не будет введена практическое употребление, во-первых, потому что механизм ее, при необыкновенном движении его, не может служить долго, во-вторых, что она только в одну сторону может работать.

Другая машина несколько лучше первой; она из Мельбурна в Австралии, приобретенная в собственность г. Рамсома, и производится на его же фабрике в Ипсвиче, куда я нарочно отправлялся, чтобы видеть ее во время самой работы. Резанье ее обыкновенное, идет она на одном колесе, которое имеет зубья, приводящие в действие остальной механизм. Вахляров для бросания жита на моле здесь нет, место их заменяют два двое грабель, положенных на бруске, обращающимися на оси, также одни грабли лежат на полу, а другие в горе, а противоположной стороны над стоящим житом, эти грабли имеют назначением наклонять срезанное жито и бросать на пол.

Сильное действие грабель уже слишком вымолачивает зерна жита, внутреннее действие всего механизма гораздо больше и самый же механизм не надежнее машины польской. Тяжесть этой машины очень немалая; она весит более 950 килограммов. Работала она на поле таком твердом, скалистом, что колесо, ведущее машину, почти не оставляло своего следа, и, несмотря на это, пара английских, очень хороших лошадей с большим усилием могла везти машину.

Такая же машина привезена была из Ипсвича 10 июля фабрикою машин ее Evans и com. в Варшаву и отдана на испытание в Брвинов. Запрягали в нее четверю лошадей, но не могли сделать и несколько шагов: тяжесть машины вбила колесо в землю и остановила ход. А что же бы было, если бы машина принуждена была переходить борозду, без которой украинское поле быть не может? Машина эта если и будет введена в употребление, то разве в Англии, при ее богатырских лошадях и на ее ровной скалистой почве, по которой только и может пройти колесо, не вбившись в землю.

Чертеж этой машины можно видеть в издании сего года фабрики машин Ransomes Simy в Ипсвиче.

(Окончание в след. №)