Политическое обозрение

Французские монитер объясняет причины отозвания эскадры адмирала Барбье-де-Тинана из Гаэты. Посылая свои корабли, говорит оффициальная газета, император хотел показать сочувствие к несчастному принцу; но он не думал оставлять начало невмешательства, которому, со времени виллафранского мира, Франция постоянно следовала в своей политике относительно Италии, и не имел в виду принимать деятельное участие в борьбе.

Французский флот имел собственно целью прикрыть удаление Франциска ll из Гаэты; но эта демонстрация, продолжаясь слишком долго, теряла свой настоящий характер: присутствие французских кораблей казалось поощрением к сопротивлению и обращалось в материальную поддержку. По этому уже в октябре Франциск ll был извещен, что французский флот не может постоянно оставаться у Гаэты. Желая согласить свою мысль — защитить особу короля Франциска — с условиями и требованиями нейтральности, Франция предложила перемирие. Неприязненные действия прекратятся до 19 генваря, и в этот же день французский флот удалится.

Статья монитера прекращает все еще продолжающиеся споры газет относительно перемирия. Теперь положительно известно: перемирие предложено Францией, принято обеими воюющими сторонами и оканчивается 19/7 января.

Остается вопрос: какие следствия перемирия? До сих пор нет достоверного известия, на что решился Франциск ll. Constitutionell говорит, что неаполитанский король может выйти из Гаэты или как гость Франции, или же как пленник Сардинии. Union допускает еще и третью возможность, которая, по мнению его, делается более и более вероятною; именно: что Франциск ll выйдет из Гаэты, как победитель Сардинии, снова призываемый своим народом. Constitutionel не допускает однако, чтобы Франциск сохранял какую либо надежду: это значило бы со стороны короля заблуждаться на счет своего положения.

Надобно думать однакож, что надежда еще не потухла в душе Франциска. Independance Belge передает содержание письма, которым он отвечал Наполеону на приглашение оставить дальнейшее сопротивление. В письме этом Франциск объявляет, что удалению из Гаэты он предпочитает смерть под развалинами крепости или плен. Смерть, прибавляет он, послужит к утверждению монархического начала в Европе, а плен вовлечет туринский кабинет в большие затруднения. Австрийская газета тоже говорит, будто Франциск ll извещал австрийского императора о своей твердой решимости защищаться в Гаэте до конца.

Когда Франциск ll удалился в Гаэту, у него было до 22 т. Войско было предано своему государю, но для крепости оно было слишком многочисленно. Известно, что потом значительная часть его была выслана в римские владения и распущена. Только незначительное число перешло в ряды пиемонтские; большинство возвратилось в свои жилища. Франциск ll продолжает иметь сношения с приверженцами своими, рассеянными в провинциях. Кроме Гаэты, он имеет на своей стороне еще две крепости: Чивителлу в Абруццах и Мессину в Сицилии. Все это средства, по видимому, весьма слабые.

Хотя до сих пор и успевали из Гаэты пересылать запасы и подкрепления в Чивителлу, но сношения с этой крепостью весьма затруднительны, потому что она находится в стране, занятой сардинцами и осаждена генералом Пиколли. Для сношений с Мессиною, конечно, доселе не было препятствий; но положение может измениться с удалением французского флота, если сардинцы начнут блокировать Гаэту с моря.

Впрочем, надобно здесь заметить известия, передаваемые иностранными газетами касательно блокады. Австрийская газета извещает, что Россия несколько раз объявила в Париже о своем намерении не признавать ни в каком случае блокады Гаэты. Naue Preussische Zeitung говорит тоже об Испании. Чтоб предупредить блокаду Гаэты, Испания намерена усилить свой флот в гаэтанском порту.

Негоциации касательно уступки Венеции решительно прекратились; но все еще поговаривают о промене Венеции на другую область. Умы в Италии вообще значительно успокоились, и заметно стремление к примирению партий несогласных доселе. Последняя статья Оpinione, который начал-было сильно воинствовать, опять отличается умеренным тоном. Она доказывает, что Италия не может пускаться в войну с Австриею, не имея для сего в настоящее время ни достаточно многочисленного, ни достаточно обученного войска. Opinione обращается к избирателям членов будущего парламента и советует им не увлекаться обольщениями журналистики.

Известия из Парижа говорят о болезни папы, но римские газеты ничего не упоминают об этом. Виктор-Эммануил учреждает свой частный кабинет по примеру императора Наполеона. Начальником сего кабинета имеет быть Фарини, бывший наместник Неаполя, смененный ныне принцем Кариньяном. Двор Виктора-Эммануила начинает уже принимать более великолепия и роскоши.

Положение Немецкого Союза относительно Дании, по поводу шлезвиг-голштинского вопроса, заставляет и Данию промышлять о средствах к обороне своей независимости. Военное министерство распорядилось здесь о снабжении войск усовершенствованным оружием. Инженерному ведомству предписано составить проект укрепления Даненвике, Дюппеля и Фридериции. На верфях кипит работа. Судя по общему тону немецких и прусских газет, должно бы думать, что дело с Даниею не кончится мирно. Кельнская газета и Volkzeitung не желают однакож войны. Война с Данией, говорят они, при настоящем положении вещей кончится только унижением Пруссии, которая, не имея флота, должна будет спокойно сносить блокаду своих портов датскими кораблями.

По трактатам 1815 года, которыми признана нейтральность Швейцарии, положено было, между прочим, нейтрализовать также и смежную с швейцарскими кантонами часть Савойи. Швейцарии предоставлено право, в случае войны между соседскими государствами, нейтрализированную часть Савойи занимать своими войсками. Со времени присоединения Савойи и Ниццы к Франции, между французским кабинетом и Швейцарией возникли недоразумения по этому предмету. В Париже говорят теперь, что эти недоразумения улаживаются. Journal de Geneve рассказывает, что император Наполеон, при обычной церемонии поздравления его на новый год, сказал представителю Швейцарии: надеюсь, что в новом году отношения наши будут лучше. Ни одно государство не интересуется более Франции сохранением нейтральности Швейцарии. Соседям надо жить в добром согласии.

Депеша из Триеста от 14/2 января сообщила известие о смерти испанского претендента графа Моктелювина. Газеты встретили это известие недоверием, но оно оказалось справедливо. Другой сын известного Дон-Карлоса тоже умер недавно. По этому единственным претендентом испанского престола остается теперь Дон-Жуан, последний из оставшихся в живых сыновей Дон-Карлоса. Дон-Жуан живет обыкновенно в Лондоне. Он женат на дочери Франциска ll, бывшего герцога моденского, и имеет двух сыновей. В последнее время он стал известен странными манифестами, в которых однакож, высказываются притязания на испанскую корону.

(J. de St. P. C. П. В. G, C,) В. Н.