Из письма в редакцию

Тогда как все другие славянские наречия, даже незначительные по своему объему, имеют более или менее удовлетворительные грамматики и словари, один южнорусский язык остался забытым. Филологическая разработка его почти не начата; между тем, как численность народа, говорящего южнорусским языком, почти равняется численности поляков и чехов, вместе взятых, превосходит численность болгар, иллиров (считая и сербов) и лужичан, вместе взятых.

Без научной разработки южнорусского языка немыслима славянская филология. Разработывать же южнорусский язык или по крайней мере содействовать его разработке могут лица судебного и духовного ведомств южной Руси, так как они находятся в столкновении с народом.

Искренне сочувствуя успехам славянской филологии я по мере своих сил и средств трудился над разработкою южнорусского языка, занимался его грамматикою, сравнительно с другими славянскими наречиями, и словарем. Первый выпуск опыта южнорусского словаря уже готов к печати. В нем заключаются слова на А и Б. Всех южнорусских слов у меня собрано до 35000. Знаю, что в них еще не все богатство южнорусского языка и сознаю, что труд одного человека в таком деле недостаточен. По этому обращаюсь ко всем, сочувствующим этому делу, особенно к учителям гимназий и уездных училищ, находящихся в южной Руси, и к сельским священникам с просьбою доставлять мне слова, пословицы, загадки, заговоры, выражения послушанные у народа. Нелишне обозначать при этом ударения и место, где употребляется известное слово. Если слово техническое, или выражает какой нибудь обряд, игру, обычай, поверье и т. под., то при этом были бы полезны описания, изложение обрядов, игр и т. под.

Все материялы для словаря прошу адресовать в Киев на имя студента Университета Св. Владимира К. Шейковского. (*)

К. Шейковский.

(*) Мы совершенно сочувствуем автора, но долгом считаем напомнить ему, что полный южно-русский словарь уже давно составлен известным по своим многим литературным произведениям Афанасьевым Чужбинским. Словарь этот приобретен Министерством морского ведомства и вскоре выйдет в свет.

Ред.


Из письма в редакцию. - В Русском Инвалиде 283 номер, я прочитал статью из Киевского Телеграфа о сочувствии комерческого человека к больным, который продает дрова жителям Киева. По собственном убеждению я нахожу купца Коломейцева не сочувствующим к бедным, а торговцем умевшем придумать средство, каким способом брать двойную цену за кубическую сажень дров, купленных им на берегу Днепра. В доказательство этого, скажу, как хозяин, желающий покупать дрова дешевле нежели в кубической сажени или на базаре возами. Прочитав эту статью я пошел к Коломейцеву посмотреть какого качества дрова и узнать ценность за кубическую сажень. Ко мне вышел сам хозяин и сказал: »я продаю клетками и истопнями: по десяти копеек за пятнадцать полен, а по одному рублю за клетку без перевозки«. Узнавши цену, я пошел рассматривать сложенные в несколько рядов клетки, в которых неплотно положены поленья девятивершковой длины, толщиною около двух вершков, но таких едва третья часть, а прочие очень мелки. Рассмотревши хорошо клетки, я, желаю сделать испытание, нанял пильщиков, дал распилить купленный мною воз ольховых дров на базаре, колотых из деревьев от четырех до пяти вершков пополам. Таких пластин оказалось тридцать две, длиною в три аршина, некоторые и больше; каждая пластина пилилась на пять штук длиною в девять и десять вершков, которую раскалывали пополам и вышло из 32 пластин триста десять полен, толщиною от полутора до трех вершков; за воз дров я заплатил рубль да пильщикам пятнадцать копеек; и так за 1 рубль 15 копеек получил я двадцать истопней с двумя третями, каждая по 15 полен и вышло две с половиною клетки такой же высоты, какие у Коломейцева.

Другое испытание сделал я из кубической сажени ольховых дров у того же хозяина, у которого берет Коломейцев по одинадцати рублей с перевозкою. В этой сажени я насчитал 138 пластин от 5 до 6 вершков, длиною 3 аршина и распиливалась на 5 штук, из нее накалывалась от 5 до 6 полен и оказалось: из 138 пластин напилено 690 кусков, из которых наколото 3.795 полен. Это количество разделив на истопни по 15 колен в каждой, составилось 259 истопней с десятью поленами. Из этого видно, что Коломейцев, продавая дрова по 10 копеек за 15 полен, брал и берет за сажень вместо 11 по 12 рублей 96 копеек. Хорошее сочувствие к бедным, не имеющим средств покупать кубическою саженью дрова. Это сочувствие скорее основано на желании приобретать двойной барыш, что я вывел распилкою пластин, купленных возом и кубической саженью.


- Публичные лекции в Каменец-Подольском. К нам пишут из Каменец-Подольска, что прибывший туда из Москвы с разными оптическими снарядами оптик Зазыбин намерен в зале благородного собрания прочитать несколько публичных лекций об оптике.