Литература.
(Окончание).
При подобной реформе почтовых учреждений в распоряжении правительства остались бы огромные суммы для учреждения повсеместных шоссе, кои составляют, как выше сказано, первую и крайнюю необходимость в улучшении быта страны, публика же хотя бы обязана была платить больше прогонных денег, но при устранении обременительных форм каждый нашел бы, что и при увеличенной плате прогонов дешевле и удобнее путешествовать на почтовых, чем на своих лошадях, или же на долгих и наемных.
Возвратимся еще к устройству шоссе как к предмету тесно связанному с почтовым благоустройством, не говоря уже о том, что успех в коммерции, хлебопашестве, фабричности, движении армии, зависит от шоссейных путей сообщений. Упомянувши, что суммы с земских сборов уплачиваемые почт-содержателям, могут быть беспрепятственно обращены на шоссейное устройство; теперь добавим, что еще более огромный капитал составился бы для этой цели ежели бы натуральную повинность, ныне употребляемую безуспешно при починках дорог, обратить в денежную. - В настоящей статье не место рассуждать с какой бесполезностью отбывается ныне эта натуральная повинность, но во всяком случае, легко удостовериться цифрами, приняв в расчет неслыханное число работников ежегодно обязанных исполнять эту натуральную повинность при исправлении грунтовых дорог, ежели по действительной стоимости рабочего дня взыскать ту повинность деньгами и суммы эти присоединить к выше указанным, то было бы более чем достаточно для учреждения повсеместно шоссейных дорог. Конечно тут следует еще заметить, что для достижения всех польз от шоссейных дорог совершенно не нужны и бесполезны великолепные постройки каменных почтовых станций, ибо для пользы проезжающих достаточно ежели на каждой станции будет две чистых, и в зимнее время теплых комнаты и вместо зеркал, паркетов и роскошной мебели - чистые (но действительно чистые) деревянные скамейки, стулья и столики да чисто вымытые полы, - для чего не надо содержать особенной прислуги, а обязанность эта должна лежать на почт-содержателях. - А как мы уже заметили, что почтовое благоустройство неразлучно с шоссейными дорогами, которые, можно сказать, служат необходимым условием благоустроенного края, ибо они оживляют страну по коей проложены, без оных застой в сбыте продуктов, в коммерческих оборотах, затруднения часто гибельные для края в передвижении войск и обозов от непроходимых у нас дорог в продолжении большей половины года, пути сообщения в нашем Государстве, можно сказать, sine qua non - суть первая ступень ко всем другим реформам и улучшениям. Да убедится правительство наше, что шоссе можно у нас строить с далеко меньшими издержками чем они стоили до сего времени, сняв только со счетов при составлении сметы сотни тысяч употребленных на постройку дорогих домов в виде дворцов совершенно бесполезных (*) для проезжающих и требующих огромных сумм на ремонтирование и содержание, снять со счетов сотни тысяч на срытие гор и возвышенностей, которые часто в полверсты вправо или влево можно удобно объехать, снять со счетов дорогие искусные и висячие мосты, а в место оных поставить плоскодонные пароходы и те отдавать еще на откуп, ежели же и случилось бы для парохода небольшая остановка при замерзании рек, то весьма не надолгое время, неужели для устранения сего небольшого неудобства нужно употреблять миллионы на постройку постоянных мостов, требующих при том больших сумм на ремонты и содержание! Да, для успешной и дешевой постройки шоссе строителями и распорядителями должны быть люди заинтересованные в той стране удобством сообщений, то есть туземные смежные землевладельцы.
Волынской губернии помещик полковник Федор Львов Неуманн.
1-го марта 1861 г.
Житомирского уезда.
Местечко Горошки.
------------------------
(*) Между тем надо отдать полную справедливость, что отличнейшая бесподобная постройка домов для почтовых станций, при том единственная во всей Европе по удивительному однообразию на всем протяжении наших шоссейных дорог, превосходное содержание оных, чистота и опрятность могут служить примером всем подобным учреждениям за границей; снять же со счетов эту издержку потому только необходимо, что предполагая проводить шоссейные дороги по всей империи на необозримых пространствах подобная роскошь была бы невозможна.