Опасения на счет близкой войны усиливаются, и можно сказать, что в настоящее время люди, которые надеются еще на сохранение мира, составляют исключение. Газеты не представляют фактов, которые оправдывали бы нынешнее беспокойство. Опасения поддерживаются разными слухами, предположениями, догадками, которые, по всей вероятности, отчасти и сами порождаются теперешним тревожным состоянием умов.
На этот раз публичное мнение беспокоят преимущественно слухи о вооружениях Франции на суше и на море. Вооружения эти делаются, говорят одни, в видах предстоящей итальянской кампании, по мнению же других, для отправления значительных подкреплений в Сирию. Депеши из Парижа уверяют, что Наполеон ІІІ положительно обещал Папе не выводить своих войск из Рима. По другим слухам, Римский гарнизон будет вскорости усилен, а Туринский кабинет просил будто-бы, чтобы французы заняли и Анкону. Французские маршалы несколько раз собирались в Тюльери для совещаний под председательством Императора, а предметом совещаний, как полагают, были военные события скоро имеющие последовать в Европе.
Бельгийские газеты извесили, что между французским уполномоченным и графом … вознаграждение за уступку предлагает Австрии известную часть нынешнего турецкого территория и готов даже на разрыв с Англиею, если только Австрия примет предложение Франции. Французские газеты опровергают это известие. Равным образом опровергают они и слухи, что Франция намерена усилить свою эскадру на Сирийских водах. Но с другой стороны Pays рассказывает о значительных военных заготовлениях на Мальте. Заготовления эти далеко превышают потребности гарнизона, который имеет быть усилен до 8000 человек, а делаются потому, что здесь высадится экспедиционный корпус. Pays полагает, что сохранение острова не составляет единственного основания таких распоряжений; они состоят в связи с продолжением французской оккупации в Сирии. При этом газета передает еще слух, что Англия собирается занять пункт между Сириею и Египтом. Эти известия заставляют догадываться, что слухи об усилении французской эскадры в Сирии и о тайных переговорах с Австриею, может быть и не в такой мере не основательны, как это утверждают французские газеты.
Здесь кстати еще заметить слухи о негоциациях другого рода. Австрия, говорят, условилась уже с Пруссиею и Турциею. Пруссия соглашается действовать заодно с Австриею в Венгрии и Италии; Турция предоставляет Австрии право интервенировать в северных своих провинциях, по примеру французской интервенции в Сирии. Подозревают, что проект австрийской интервенции поддерживала Англия; думают даже, что Англия первая посоветовала вступить по этому предмету в переговоры с Пруссиею и Турциею. Не следует однакож забывать, что все это пока еще толки, не подкрепленные никакими положительными доказательствами.
В Австрии провинциальные сеймы открыты; но заседания их не возбуждают такого интереса, какого можно было ожидать. Венгерский сейм собрался в Буде. Граф Аппони Judex Curiae открыл его речью, в которой впрочем не было сказано ничего особенного. Интересными будут рассуждения относительно абдикации короля Фердинанда, которую правительство вынуждено было представить. Вероятно, сейм не признает абдикационного акта, потому что он не облечен формальностью, требуемою на основании Венгерской конституции. Предполагают, что сейм отправит депутацию в Прагу к Фердинанду с приглашением, чтобы он возобновил свою абдикацию.
Прочие провинциальные сеймы собрались 8 апреля (н. ст.) и положили поднести Императору благодарственный адрес. В последующих заседаниях они займутся выборами депутатов в государственный совет, т. е. центральный сейм Империи. С открытием центрального сейма, сеймы провинциальные будут распущены, и потом, когда совещания центрального сейма кончатся, опять будут созваны для рассуждения о местных делах каждой провинции.
Недоразумения между Даниею и Германиею по вопросу Голштинскому продолжаются. Теперь дело идет о бюджете. Европейские державы приглашали датский кабинет представить бюджет 1861-62 года на одобрение Голштинской палате. Но участие Голштинии в бюджете двоякого рода. Известные издержки назначаются собственно для Голштинии, но кроме того Голштиния участвует в общих издержках целого королевства. Оказывается, что Датское правительство желало бы ограничиться представлением Голштинской палате только той части бюджета, который касается исключительно Голштинии. Палата напротив требует, чтобы контролю ее подвергнут был и бюджет общих издержек по государству, к покрытию которых Голштиния обязана содействовать наравне с другими провинциями. Кабинет однакож видимо уклоняется удовлетворить такое требование.
Недоразумения эти понуждают и Данию, и Немцев к вооружению. Агентство Рейтера сообщает, что Датское правительство положило удвоить настоящий комплект пехоты. Говорят также, что датская армия имеет быть приведена на военное положение. Немцы со своей стороны, если верить Французскому журналу, намерены обратить Ренденберг, Голштинский город, в союзную крепость, а вблизи ее устроить укрепленный лагерь.
(J. de St. P. C. П. В. G. C.) В. Н.