Местные известия

Отчет фундуклейской женской воскресной школы. - Прошло четыре месяца существования фундуклейской женской воскресной школы. Совет этой школы признал необходимым представить публике отчет о состоянии школы и об успехах учениц, сделанных в продолжении ее четырехмесячного существования, считая с ноября прошлого года по март 1861 года. Отдавая полный отчет обо всем, совет школы покорнейше просит всех, кого интересует дело народного образования, сообщать свои замечания и мнения, которые могут содействовать большему успеху воскресных школ.

Всех поступивших в школу в продолжении четырех месяцев 75 учениц. На первый раз, 6 ноября, в день открытия школы, явилось 14 учениц; за тем ход возрастания учениц был следующий.

6 ноября 14 учениц

13 - - - 6 - - -

20 - - - 13 - -

21 - - - 4 - -

27 - - - 7 - - -

4 декабря 3 - -

6 - - - 6 - -

8 января 4 -

22 - - - 2 - -

29 - - - 4 - -

2 февраля 1 - -

5 - - - 5 - -

13 - - 3 - -

20 - - 2 - -

26 - - 2 - -

Из числа поступивших большинство из мещан, именно 32, детей солдат и унтер-офицеров 17, крестьян 7, вольноотпущеных 7, дворян 5, других сословий как-то шляхты, однодворцев, духовных, купцов, всего 7.

Большая часть учениц живет у своих родителей, есть несколько горничных; замечательно, что из магазинов дамских, где живут целые десятки девушек, учениц очень мало, всего 4, при том последние, как и горничные, редко посещают школу, несмотря на их желание посещать постоянно, потому что они бывают заняты работой и в праздничные дни.

По вероисповеданиям большинство православного; католичек всего только 7, лютеранок 1.

Лета, поступивших в школу, самые разнообразные, начиная с 6 и до 36. Большинство малолетних, именно.

от 6 до 13 - 39

- 12 - 20 - 26

- 20 - 25 - 9

и 35 - 1

Большинство поступивших в школу ничего не знали, именно 30, знавших азбуку 4, склады 7, знавших славянскую азбуку 5, читавших по-польски 2, остальные (16) кое-как читали.

Из числа поступивших постоянно посещали школу 16, непостоянно 38, редко 21; среднее число приходящих в школу в последний месяц было 40.

С этими 40 ученицами занимались 12 преподавательниц; на каждую из них приходилось по 3 ученицы и по 4, а иногда за отсутствием кого-либо из преподавательниц и по пяти учениц.

Принимая во внимание указанные обстоятельства нам будет понятна неравномерность успехов учениц, поступивших одновременно и с одинаковыми познаниями.

18 учениц, ничего не знавших при поступлении, но ходивших более или менее аккуратно, теперь читают свободно, пересказывают прочитанное, пишут с прописи и умеют считать до 1000.

Поступившие с такими же познаниями, но посещавшие редко школу, читают по складам, пишут буквы и цифры до 10.

Наконец поступившие с умением кое-как читать, а еще менее писать, теперь читают довольно хорошо, пишут под диктовку, цифры пишут до миллиона и более, и уже знают сложение и вычитание и начнут скоро умножение.

Священник объясняет им закон Божий.

Считаем неизлишним поместить в нашем отчете отзыв одной преподавательницы об одной ученице, как о редком феномене. Вот он: «Не могу умолчать, чтоб не сказать хоть несколько слов о поразивших меня редких способностях и любознательности одной из моих учениц, именно Прасковьи Демиденковой, девушки лет 18. Занимая должность горничной, она всего только могла быть шесть раз в школе, но сделала удивительные успехи, не умея ничего писать, она достигла до того, что уже может писать под диктовку. Природа одарила ее удивительной понятливостью, восприимчивостью и памятью… Сверх того я заметила еще необыкновенную привязанность учениц к учительницам, так что они, если случается иногда перевесть ученицу от одной учительницы к другой, то мне всегда приходится видеть слезы на глазах и выражение грусти и неудовольствия на детских личиках».

Отдавая отчет публике об успехах учениц совет школы считает необходимым дать отчет и в приходе и расходе денег.

Приход в продолжении четырех месяцев, о которых мы отдаем отчет, был следующий:

15 рублей из суммы, асигнованной киевскою городскою думою на киевские воскресные школы.

64 рубля из общего сбора пожертвований в пользу киевских воскресных школ.

25 рублей, пожертвованных княгиней В. Голициной в пользу нашей школы.

28 рублей 85 коп. из половинной суммы 300 рублей (вся сумма 640 рублей), собранной за спектакль, данный г-жею Нельговскою и за концерт и живые картины, данные княгине Васильчиковой в пользу киевских воскресных школ и студенческой лектории.

Итого весь приход нашей школы 132 р. 85 коп.

Расход нашей школы в эти четыре месяца на покупку книг, бумаги, досок и других предметов школы, был 65 руб. 40 коп.

Итого в приходе остается 67 р. 45 к. Этою суммой и имеющейся еще получится из раздела оставшихся 340 р. материальное существование нашей школы обеспечено на весь этот год. Смеем надеяться, что и нравственное существование нашей школы будет поддерживаться как преподавательницами, так и сочувствием публики к образованию народа. Желательно-бы иметь большее число преподавательниц, к сожалению мы должны сказать, что на многие приглашения к участию ответы получены отрицательные.

Список лиц, пожертвовавших в пользу киевских воскресных школ. - Н. Гудим-Левкович 25 р. А. Н. К. 15 р. А. А. К. 10 р. В. Рязанов 10 р. Студент И. Томара 10 р. А. Гогоцкая 5 р. А. А. С. Д. М. С. 5 р. А. Рапопорт 5 р. N. N. 5 р. Чап 4 р. М. Савчевский 3 р. К. Контребинский 3 р. Арбузов 3 р. О. В. Бр. 3 р. М. Чалый 3 р. А. Деллен 3 р. Абашев 3 р. Неизвестный 3 р. Желающий успеха 3 р. Х. П. 2 р. А. Б. 2 р. Г. 2 р. П. Н. П-нь 2 р. А. Родзянко 2 р. Пиленко 2 р. Функе 2 р. Свящ. Каменский 2 р. Гедуэн 2 р. Неизвестный 2 р. Д. Пясецкий, N. N., А. Тулуб, Шумовский, Н. Ч-ский, Г. Сакс, И. Хильчевский, А. Сигизмунд, В. Сербулов, Н. Родзянко, Красновский, Богатинов, Должиков, Янсон, Петрушевский, О. Ромер, Жилинский, Успенский, М. Ч-ский, Свящ. Лебединцев, Ксендз Шатржицкий, Рупневский, Макинский, по 1 р. И. Самчевский 10 экземпляров евангелия на русском языке.

В этот список вошли только лица заносившие свои пожертвования в печатные листы, выданные с разрешения правительства.

Публичные лекции. - Г. Вальтер, профессор Микрографии и Анатомии в киевском Университете, в настоящем году читал публичные лекции физиологии, в которых, говорят, самое живое участие принимал и его родственник г. Эргарт, недавно возвратившись из-за границы, обогащенный многими инструментами.

Первый спектакль в Киевском театре. - Апреля 25-го труппою Киевских актеров были представлены следующие пьесы: а) Кащей - драма в двух действиях, б) Я обедаю у маменьки - комедия в 1 действии, в) Бедовая бабушка - водевиль в 1 действии. Невзирая на то, что в этот вечер в первый раз в роли Кащея дебютировал г. Славский, спектакль решительно не произвел ни малейшего впечатления на зрителей. Г. Славский для первого дебюта не весьма хорошо отрекомендовал себя и мы от игры его не ожидаем впереди ничего особенного. Последняя сцена во втором действии напомнила нам те ужасные времена инквизиции, когда были ото-да-фе и на них в страшных судорогах и мучениях расставались с жизнью присужденные к сожжению на костре. Вообще игра г. Славского не натуральная, сцена, в которой он рассказывает свой сон, вместо потрясти Луизу Карловну (г-жа Млотковская) рассмешила ее. Впрочем неудачный дебют не может повредить г. Славскому занять на нашей сцене драматическое амплуа, в котором, по мнению многих, необходимо терзать себя за вихорь, реветь и качать головою. Комедия Я обедаю у маменьки была оставлена прекрасным персонажем, именно: г-жа Некрасова и г.г. Ольшанский, Кейль, Максимов, Соколов, Русанов, Андрейчук, Павлов и Федоров неопределенного нумера. Когда явились все эти господа на сцену, по приказанию Софи Арну (г-жа Некрасова), то я спросил моего соседа: - откуда г. Борковский набрал этих неповоротливых рекрут? «Это легче всего было сделать г. Борковскому благодаря соседним гостиницам Русской и du Nord, зато г-жа Некрасова составляет весь букет. - «Разумеется вы правы, но все лучше если в букет не попадет репейник! - Совершенно справедливо; но как себе хотите, а это в высшей степени непростительно со стороны г. Борковского, решиться начать спектакль не имея ни актеров, ни актрис. Это все равно, что без чугунных рельсов открыть поезд по железной дороге и надуть добродушную публику. Первые две пьесы произвели на нас такое грустное впечатление, что мы предоставили директору театра наслаждаться Бедовой бабушкой, не желая попусту терять время. На второй спектакль, в ожидании попасть на квартет И. А. Крылова, мы не решились посетить храм Талии и Мельпомены. Sic.

Ф. Л. М. Н. вь.