Политическое обозрение

В Вене 1 мая (н. ст.) Император Австрийский торжественно открыл заседания государственного совета.

В тронной речи, сказанной при этом случае, Император объявил, что от предпринятого им конституционного преобразования государства надеется он самых благодетельных результатов. Новый порядок должен согласить с одной стороны самую обширную аутономию провинций, а с другой политическое единство, необходимое для сохранения могущества монархии. Характер и пределы преобразования уже обозначены в Императорском дипломе 20 октября прошлого и в законе 26 февраля настоящего года. Начала, высказанные в этих актах, Император считает краеугольным камнем единой и нераздельной монархии, и вменяет себе в обязанность охранять их всеми силами.

Это замечание главным образом касается Венгрии, Кроации, Славонии и Седмиградской области, которые, как известно, стремятся к политическому отделению, в следствие которого Австрия распалась бы на две половины: немецко-славянскую и восточно-венгерскую.

Из тронной речи, можно заключить, что если Австрия и не грозит явно Венгрии, то во всяком случае ясно высказывает намерение не делать дальнейших уступок Венграм и энергически обстаивать программу, раз ею высказанную. Доселе Венгрия, Славония, Кроация и Седмиградская область не выслали своих депутатов в государственный совет. Но Император надеется, что вопрос об этом будет разрешен в скорости удовлетворительно, и что представительство Империи пополнится скоро согласно с законом 26 февраля.

Относительно провинциальных сеймов речь объясняет, что в настоящее время они распущены, но только для того, чтобы дать возможность государственному совету заняться свободно разрешением важных вопросов, касающихся целой монархии. В последствии сеймы провинциальные опять будут созваны, и при регулярных, ежегодно повторяющихся собраниях, установление это более и более будет входить в политическую жизнь государства.

Европа, говорится далее в речи, чувствует необходимость сохранения мира; она желает успокоиться от волнений, тревоживших ее в последние годы, и все свои силы обратить к внутренним улучшениям. Общее сознание необходимости мира возлагает на государства обязанность не подвергать его опасности. Австрия и сама признает эту опасность, и надеется, что она будет признана и другими державами.

Кроме того тронная речь объявляет важнейшие проэкты, которые имеют быть предложены обсуждению государственного совета. Предмет проэктов составляют: установление равновесия в бюджете, изменение нынешней системы налогов, определение отношений между казною и национальным банком в видах сообщить сему последнему более независимости. Все это имеет одну и ту же цель: положить конец нынешнему бедственному положению финансов государства.

При открытии заседания государственного совета присутствовали между прочим Венгерские министры Барон Вой и Шечени. В составе правительства это официальные представители Венгрии. Присутствие их означает, что с своей стороны они одобряют те места в тронной речи, которые касаются Венгрии. Тем не менее впечатление, вызванное тронною речью в Вене, не совсем успокоительно. Биржа ответила на речь понижением курса. Корреспонденты немецких газет усматривают в словах Австрийского Императора близость столкновения с Венграми, которые требуют самостоятельного ответственного Венгерского министерства, и нисколько не расположены оправдать надежды Императора относительно присылки своих депутатов в Вену для участия в совещаниях государственного совета.

Первый вопрос, который правительство намерено предложить на обсуждение совета, имеет быть, как некоторые полагают, вопрос касательно сбора податей в Венгрии. Как известно, уплата податей приостановлена здесь по распоряжению комитетов до будущего постановления Венгерского сейма. Правительство, в последнее время, в Торонтальский комитет выслало военную силу с требованием, чтобы компетентные власти предписали немедленно взносить запущенные подати. Против сего принуждения комитет протестовал Пестскому сейму и просил у него защиты. В заседании 4 мая председатель сейма объявил, что вопрос относительно податей, подобно другим важным вопросам, будет рассмотрен в тайном заседании, к которому и пригласил депутатов.

Вообще, надобно ожидать, что совещание Пестского сейма и государственного совета в Вене скоро должны прояснить темы и вопрос об отношениях между Венгриею и Австриею.

Беспрестанные беспокойства в южной Италии побуждают Виктора Эмануэля отправиться туда лично. В первых числах июня он выедет в Неаполь и пробудет там все лето. В Риме подписывают адрес к Наполеону ІІІ с просьбою вывести французов из Рима. В совете министров в Турине Франти предлагал занять Теруачину Фроненьоне и другие пограничные провинции, невзирая на гарнизон французский, дабы пресечь военную коммуникацию собравшихся в Риме реакционистов с неаполитанскими землями. Кавур воспротивился предложению: он твердит по прежнему все то же, что без согласия Франции не следует ничего предпринимать против Рима.

Газеты продолжают повторять, что французский и лондонский кабинеты согласились относительно сирийского вопроса. Кажется, однакож, что Порта начинает сама опасаться последствий эвакуации Сирии французами. Он выразила, говорят, желание, чтобы часть французов осталась в Бейруте.

Последние телеграммы с Ионических островов извещают о беспорядках в Занте. Дело дошло даже до столкновений между населением и английскими войсками. В случае ежели бы эти беспорядки повторились, положено, говорят, объявить на островах военное положение.

Правительство Английское уже не раз распускало Нижные палаты в надежде, что новые выборы пришлют в палаты людей с образом мыслей более благоприятным для Англии. Этот маневр: после каждых новых выборов, депутаты возвращались в палату с прежними желаниями - освободиться от протектората Англии. В последнее время Англия начала сильно вооружать Корфу, и дело семи соединенных островов, желающих присоединиться к Греции, уже разбиралось в Парламенте.

Собственно говоря, Англия более тратит на эти острова, чем получает от них выгод. Но владение этими островами, несмотря на сопряженные с ним издержки, чрезвычайно важно для Англии здесь, так же как в Мальте и в Гибралтаре она содержит военные магазины, запасы для своего флота. Это укрепленные пункты, с которых она наблюдает за Средиземным морем.

Если когда, то особенно в настоящее время владение островом Корфу с его портом необходимо для Англии, когда флот Английский вместе с Турциею и Австриею наблюдают берега Албании. И доколе восточный вопрос не разрешится, Ионические острова едва ли могут освободиться из рук Англии.

(J. de St. P. C. П. B. G. P.) B. H.