Политическое обозрение

Вопрос о выступлении Французов из Рима и о занятии его войсками Виктора Эммануэля не перестает занимать умы и постоянно вызывает новые слухи. В настоящую минуту Франция не думает очищать Рим; но как долго продолжится это упорство Франции? Об этом толкуют различно. Одни рассказывают, будто Французское правительство прямо объявило Туринскому кабинету, чтобы он отложил свои виды на занятие Рима. Другие объясняют, что Франция согласна на эвандацию, медлит же единственно для того, чтобы не усиливать затруднений, которые французское правительство встречает в своей политике со стороны законодательного сословия в нынешнем его составе. Император Наполеон ожидает, говорят, только пока окончаться совещания законодательного сословия, когда кабинет будет свободнее в своих действиях.

Действительно, Французское правительство встречает оппозицию отчасти в законодательном сословии, преимущественно же со стороны духовенства. В одном из предыдущих нумеров мы передавали, что министр юстиции Делангос предписал прокурорам подвергать суду тех из духовных, которые позволят себе словесно или письменно нападать на правительство. Теперь ультромонтанские журналы публикуют письмо, написанное в ответ на циркуляр министра архиепископом Турским. Угрозы, высказанные в циркуляре, говорит епископ, не могут иметь никакого влияния на образ мыслей духовенства и оно будет действовать по прежнему. Если правительство откажется от меры, объявленной циркуляром министра, если оно определительными объявлениями рассеет опасения католиков, на счет его политики относительно Рима; если на конец оно решится восстановить державные права папы в прежних границах, то духовенство готово примириться с правительством и откажется от борьбы. Но если правительство думает идти тем же путем, которым шло доселе, то всем поборникам его политики, министрам, военачальникам, дипломатам, писателям грозит не только суд Божий, но и человеческий.

Письмо архиепископа Турского ясно определяет отношение ультра-католической партии к правительству. Но правительство в Франции достаточно крепко, чтобы эта оппозиция могла иметь решительное влияние на его политику. Папа постоянно протестует. Вместе в большинством кардиналов он готов передать папскую власть в руки кардинала Виземана. Эти обстоятельства заставляют думать, что Римский двор предвидит известные события и не очень надеется на силу влияния духовенства.

Нынешнее положение католической церкви вызвало снова мысль о необходимости общего собора. Такой собор, если бы он действительно состоялся, говорят, может иметь место лишь в Лондоне, потому что только здесь он может пользоваться независимостью. Мысль о соборе служит тоже доказательством, что вопрос Римский требует непременно разрешения, но что разрешение это не может состоять лишь в простом восстановлении прежнего порядка. До сих пор кабинет кардинала Антонелли уклонялся от всяких уступок. Но собор может решить, что полезнее для царства: протестовать и продолжать теперешнее неопределенное положение, или же, согласившись на известные уступки, требуемые нынешними обстоятельствами, упрочить положение церкви на будущее время.

Тронная речь Австрийского Императора рассматривается в Песте различно. Одни видят в ней выражение политики, клонящейся к примирению с Венгриею, другие считают ее объявлением решительной борьбы. Полагали, что присутствие Венгерского министра барона Вай при торжественном открытии заседания государственного совета в Вене означает согласие этого оффициального представителя Венгрии на политическую программу в том виде, как она обозначена тронною речью. Оказывается, что это не совсем справедливо. Когда Шмерлинг согласился в совете дать объяснения на счет отсутствия депутатов венгерских, барон Вай подал в отставку, давая тем заметить, что Венгрия совершенно независима от совета, который представляет лишь немецкие и славянские провинции империи. Отставка не была принята императором и вероятно подаст повод к новым переговорам. Но с другой стороны опять депеши из Песта подтверждают известие, что Австрийское правительство послало военную силу во многие места Венгрии, чтобы принудить Венгерцев к немедленному взносу податей. Меры эти очень легко могут повести к столкновениям, заставить правительство действовать силою, отказавшись от всяких негоциаций, прежде чем бы оно желало этого.

Хотя газеты уже давно утверждают, что Франция и Англия окончательно согласились касательно Сирийского вопроса, но переговоры однако еще продолжаются. Переговоры имеют своим предметом оккупацию и преобразование управления Сирии. Противники эвакуации надеются, что французские войска не будут отозваны в срок, назначенный конвенциею, т. е. 5 июня. Свои надежды основывают они на последнем рапорте генерала Бофора, командующего экспедиционным корпусом. В рапорте своем Бофор представляет состояние Сирии в самых мрачных красках и полагает, что по удалении французов, Христиане подвергаются опасности. Несмотря на это в Лондоне твердо убеждены, что Франция не нарушит слова, освященного формальною конвенциею. Относительно преобразования управления в Сирии имеется в виду несколько проэктов. Один из них предлагает учредить на Ливане управление, составленное на половину из Друзов и Христиан. Другой проэкт приводит мысль расселения Друзов и Христиан по различным местам, дабы тем удалить возможность столкновения между враждующими племенами, тогда как теперь, когда Друзы и Христиане живут друг подле друга и часто в одних и тех же селениях, cтолкновения неизбежны. Всего больше шансов в свою пользу имеет однакож проэкт, представленный Турциею. Он состоит в том, чтобы установить два отдельные управления, одно для Христиан, а другое для Друзов.

Республика Сан-Доминго присоединяется к Испании. Газеты спорят еще, что было поводом этого присоединения; и мысль о присоединении возникла ли в самой республике или же об этом хлопотало Испанское правительство. Англия, которая не очень благоприятствовала Испании в споре ее с Марокко, не думает, кажется, препятствовать этому приращению Испанских владений. Серьезное препятствие в сем деле Испания могла бы встретить со стороны северо-Американских штатов; но теперь они слишком заняты домашними делами.

Вражда между северными и южными штатами обращается решительно в гражданскую войну. После некоторых колебаний Линкольн решился энергически защищать целость союза. Северные порты объявлены им в осадном положении, вывоз провизии и оружия воспрещен. Для возвращения союзных крепостей, захваченных южными штатами, посылается 75-тысячный корпус милиции. В то же время президент созвал конгресс на 4-е июня. Южные штаты с своей стороны выслали 6000 против Вашингтона.

(J. de St. P. С. П. В. G. P.) B. H.