Внутренние известия

В №1 газеты «Волга» мы нашли следующие любопытные данные о ловле рыбы в 1861 году, которого давно не запомнят жители прибрежий Каспийского моря. Частниковый лов невольно поражает своей громадностью: одних судаков было поймано до 41,500,000 рыб. На промыслах, лежащих при Каспийском море и его притоках, а равно в вольном промысле Эмбенском и Чеченских участках количество уловленной рыбы простирается: красной до 1,150,000 п., частик. рыбы: 75,300,000 п., из красной рыбы добыто икры 35,500 п., клею: 4,500 п., вязиги: 3,150 пуд., жиру 200,200 п. В это количество не вошла та масса рыбы, которая употребляется для жителей в пищу по всему прибрежью Каспийского моря, а равно жителей Астрахани. О мелких сортах рыбы не упоминается.

О мерах к пресечению конокрадства. - По поводу постоянно доходящих до министерства внутренних дел жалоб на существование во многих губерниях, в значительной степени, конокрадства и вредных последствиях его на быт сельского населения, признавая необходимым принять меры к прекращению сего преступного промысла, предварительно всяких распоряжений, министерство пригласило начальников губерний по истребовании надлежащих сведений по сему предмету от местных полиций и ближайшем рассмотрении их, войти в сношение с палатою государственных имуществ и губернским по крестьянским делам присутствием, и за тем сообщить министерству соображения по настоящему делу, с присовокуплением сведений за последние три года, сколько было случаев конокрадства и украдено лошадей, по скольким делам обнаружены конокрады и сколько найдено и возвращено, по принадлежности украденых лошадей и не было ли открыто особых шаек, занимавшихся конокрадством. (Цирк. министр. внутренних дел.).

Проишествие в Орше. - Недавно г. О. С. получил из Орши от одного своего знакомого П. Д. Ч. письмо, в котором он рассказывает следующий случай: «13 декабря, часов в 11 утра, я заметил через окно моей квартиры суетливо двигавшуюся толпу по улицам всякого возраста евреев, среди которой сильного сложения еврей вел за веревку какое-то страшное, по наружности, и с упорством следующее за ним существо. Посланный мною узнать о причине такого сборища евреев, возвратясь, рассказал, что одна молодая еврейка осуждена евреями на стыд и поругание за нецеломудренную будто-бы ее жизнь. Тот час я дал знать об этом в городническое управление, по распоряжению которого и прекращен провод несчастной еврейки по улицам. Видевшие вблизи шествие евреев по улице с осужденной и узнавшие обстоятельства происшествия рассказали мне следующее: с некоторого времени в Орше между евреями усилилась смертность. Причину этого несчастия, по суеверию своему, отнесли исключительно к тому, что кто-нибудь между ними преступил 7 Моисееву заповедь, и затем каждый из них считал своею обязанностию и за особенную заслугу перед Богом и людьми открыть виновного. За недостатком в этом случае доказательств евреи принимают явление (разумеется, выдуманное) во сне умерших и указание их на преступников, виновников их смерти. Этим путем заподозрены кем-то еврей И. Х. и жена еврея К. и затем виновных насильно привели в школу и делали им будто-бы тяжкие истязания, после которых К. принуждена была объявить о своем грехе. Что было присуждено еврею И. Х. неизвестно, но еврейка К. осуждена на расторжение брака и публичное поругание. В силу этого приговора, на виновную К. плевали, бросали ей в лицо тряпки, вымоченные в самой грязной нечистоте, потом одели ее в оборванную солдатскую шинель, в высокую уродливую и грязную шапку, дали ей в руки высокий шест, наткнувши на конец его другую оборванную крестьянскую войлочную шапку, связали назад руки и в мороз водили по всем улицам г. Орши за веревку. Если К. неохотно шла, то ее тащили насильно, причем окружавшие ее евреи бросали в несчастную чем попало, чтобы помешать ее крику о невинности.»

Этот ужасный случай, в достоверности которого нет сомнений, не требует пояснений: в страшных картинах, черными красками рисует он настоящее состояние умственного и нравственного развития оршанского еврейского общества… Остается пожелать, чтобы благонамеренные и передовые (в деле просвещения) евреи, не оставили этот случай без внимания, разъяснив своим единоверцам всю нелепость, беззаконность и варварство совершенного им поступка. (Мог. Г. В.).