Февраля 10, 1862 г.
Австрийская германская коалиция против Пруссии возбуждает ныне различные толки. В прошед. № мы извещали о получении в Берлине ноты австрийского правительства. Поводом к тому, как мы уже говорили, была нота прусского министра иностранных дел к державам германского союза, в которой предлагалось составление из государств германских более тесного союза под политическою и военною гегемониею Пруссии с выключением из оного Австрии, как государства слишком мало заключающего в себе чисто германских элементов. В ответ на это Австрия вместе с шестью германскими государствами послала в Берлин ноту, коею приглашает Пруссию приступить к союзу, в котором противоположно проекту гр. Бернсторфа Австрия будет пользоваться преобладающим влиянием. - И так, основная мысль этого состязания, как видим, есть следующая: против прусской коалиции, основанной главным образом на симпатии германского народа, Австрия ставит под своим руководством коалицию германских правительств; она защищает династические интересы от нападков либеральной партии, надеясь получить как возмездие гарантию своих негерманских владений. Сколько предложение Пруссии наделало шуму в германо-австрийском лагере, столько же причинило его предложение Австрии в центре партии либералов. Более рьяные из них усматривают уже взрыв гражданской войны и Volks Ztg благословляет прусское правительство на борьбу с Австриею и на защиту интересов либеральной Германии, над которою первенство по праву принадлежит Пруссии. - Другие же, как например Korrespondencia Stern, советуют Пруссии воспользоваться случаем и оставить союз связывающий лишь только ее политику.
В последнее время Австрия бросилась на новый окольный путь своей неправдивой политики. Так Donau Ztg рассказывает про какие-то интимные тесные отношения с Францией и Англией. Это согласие, по словам ее, распространяется даже и на итальянский вопрос. - Однако на деле выходит далеко не так. Все это говорится и пишется для того, чтобы ослабить оппозицию Венгрии уничтожением надежд, которые последняя возлагает на Италию. Недовольствуясь этим министерская газета старается доказать Венгрии, что даже внутри государства оппозиция против февральской конституции будет бесполезна, ибо прочие национальности, оседлые в Венгерском королевстве, не поддерживают программы распущенного в прошедшем году сейма и могут отделится от Венгерской унии. Все это доказывает, повторяем чуть ли не в десятый уже раз, что правительство австрийское не покидает мысли о приведении февральской конституции.
Но ежели в самом деле такая гармония царствует между Францией, Австрией в итальянском вопросе и даже по уверениям той же газеты в турецком, то в таком случае государственный совет смело может потребовать значительного сокращения расходов по военному бюджету, что было бы лучшим средством для поправления финансов государства.
Впрочем независимо от этих уверений мы знаем, что император Наполеон отклоняет Италию от воинственных стремлений, но история последних итальянских событий доказывает ныне, что эти советы не всегда исполнялись и напротив даже правительство итальянское действовало часто наперекор, а Франция между тем подтверждала результаты этих действий.
Англия. Первое парламентское заседание исключительно посвящено было памяти покойного принца Альберта. Каждый оратор сказал кой-что в честь умершего. В палате лордов самая замечательная речь произнесена была лордом Дерби. В нижней палате больше других отличились г. Портман и Дизраэли.
Франция. В Париже на днях происходило большое дипломатическое заседание в доме барона Тувенеля. Министр в разговоре отзывался в самом миролюбивом духе, причем уверял, что status quo удержится во всех вопросах по крайней мере до известного времени.
Пишут из Парижа: Французское правительство настаивало в Лондоне дабы не медля прекратить блокаду южных портов и уступило Англии под тем только условием, что северные Штаты окончат в течение 3-х месяцев войну. Теперь же Patrie уверяет, что южное правительство издало меморандум, в коем доказывает, что армия противников не имеет вовсе тех запасов силы и оружия, какими похваляются в Вашингтоне и что юг напротив смело может вести войну в течение 3 лет.
Австрия. По венгерскому вопросу до сих пор только производились министерские совещания, на которых, кажется, не упоминали даже о созвании нового сейма.
Орган венгерской канцелярии Sürgony печатает вступительную статью о нынешнем состоянии венгерского королевства. Утверждает, что с точки зрения непосредственно венгерской нации, венгерцы в 1861 г. не сделали ничего предосудительного. Страна, по его мнению, должна воротиться к тому состоянию, в каком была до 1848 г. и отказаться от мысли составления особого министерства.
Турция. Пишут из Герцеговины:
Главный центр восстания был и есть в южной части Требинского округа на границе с Черногорией и австрийскими провинциями Каттаро и Дубровником. Оттуда восстание распространилось на Никсич, Гаско, Дробяняк и Вассовичи. Дальше того инсургенты не могли подвинуться, опасаясь сильных неприятельских позиций. Шли вдоль до Пива и остановились там в конце октября, потом повернули к берегам Далмации, подняли жителей Шумли и подошли под самое Попово, но тут встретили сопротивление в католическом населении города и в соседней крепости Столаче.
Эту позицию инсургенты занимают с октября до настоящего времени. И ежели с одной стороны не могут подвигаться дальше, зато с другой - не опасаются неприятельских нападений, и целые месяцы и годы могут держаться безнаказанно в ущельях неприступных гор, окаймляющих Черногорию. Омер-паша, не желая даром компроментировать ни себя, ни войск своих бесполезными стычками, все старание употребил на обеспечение своего зимнего лагеря, надеясь тем временем ослабить и принудить неприятеля к сдаче. Такая тактика в самом деле очень благоразумна, если бы финансы Турции позволяли держаться ее долгое время и ежели бы не опасались, что непредвиденные обстоятельства, напр. заграничная помощь, могут воодушевить инсургентов и дать новые силы.
Вследствие таких обстоятельств, Сердар хочет оставить оборонительную тактику и повести атаку на Суторино, с целью зайти по ту сторону Каттаро и пресечь всякое сообщение с Адриатическим морем.
Главный корпус инсургентов находится в Зубчи под предводительством Вукаловича. Одна колонна стоит на дороге из Дубровника в Требинь и не допускает подвоза съестных припасов чрез австрийские владения, другая в числе 6,000 намеревается сделать диверсию со стороны Пиза.
Население во всей восставшей провинции не превышает 40 тысяч душ, из них 8 до 9,000 в состоянии носить оружие, сербы и черногорцы тайным образом могут доставить до 4 тысяч волонтеров.
Последние депеши.
Турин 11 февр. По примеру Флоренции во многих других городах устраиваются народные демонстрации.
Берлин 11 февр. Говорят о немедленном мобилизировании одного корпуса прусской армии.
Требинь 11 февр. Анто-Дакович, граговский воевода, объявил себя независимым от черногорского князя и присоединился к инсургентам. При Сестани произошла жаркая схватка, в которой турки потеряли 50 человек. Потери инсургентов неизвестны. В сражении участвовало более трех тысяч черногорцев.
Лондон 9 фев. Из Нью-Йорка извещают, что восстание в Кентукки потушено вследствие поражения ген. Цолмикера. В Шарльстонской гавани еще хотят затопить несколько кораблей нагруженных камнем.
Вена 10 февр. Приписывают особенно важное значение поездке эрцгерцога Рейнера в Далмацию; поговаривают, что поездка эта имеет связи с некоторыми проектами территориальных заменов.
(J. de St. P. G. P. С. П. В.) Р. К.