(От корреспондента «Киевского телеграфа»).
30 генваря 1862 года.
В прошлом письме я обещал вам рассказать о впечатлениях, произведенных на острян последними двумя литературными чтениями. И так без всяких предисловий приступаю к делу. - После первого чтения, встреченного таким недоброжелательством, мы так были озадачены, что и носы было повесили. Продолжать чтения дальше - значило компрометировать самих себя, надеяться на сочувствие было невозможно; вдруг счастливая мысль совершенно неожиданно озарила наши головы: один из бывших слушаелей предложил нам уменьшить плату за вход, на том основании, что 50 к. с. - куш слишком ощутительный для кармана и что во всяком благоустроенном обществе дамы платят за удовольствие гораздо менее нежели мужчины. Что делать, ведь совестно ж было ударить лицом в грязь, да еще в остерскую? Кстати остерский доктор изъявил также желание участвовать в наших чтениях. Все снова пошло на лад. Чтение назначено было 8 января в 6½ часов вечера.
Цена за вход 25 к. с. (даже для дам). Не знаю, или доверие к доктору, или же собственное желание подвинуло острян, только к назначенному времени собралось, что чуть ли не втрое более против прежнего. - На этот раз публика была гораздо внимательнее и когда наконец один из моих товарищей прочел на малороссийском языке «Сіру кобилу», соч. Иродчука, некоторые из слушателей залились таким непритворным смехом, что просто душа радовалась, глядя на них. - Теперь только мы догадались чем более всего можно было заинтересовать публику, но к несчастью это было уже поздно, потому что чрез несколько дней нам необходимо было возвратиться в Киев.
Когда окончилось чтение и мы объявили, что этот вечер был последний, - многие из слушателей (в особенности девицы и дамы) громко изъявили свое сожаление и просили, если возможно, в скором времени устроить еще одно литературное чтение. - И так третий вечер уже состоялся по желанию публики. Какой успех!
Весть об наших чтениях разнеслась и между уездными соседями. Многие из них несмотря на дурную погоду приехали посмотреть на неслыханное в Остре диво; но, сказать по правде, чтение на этот раз было не так удачно, потому что трудно было в такое короткое время сделать хороший выбор пьес. - Как бы то ни было, однакож слушатели кажется остались довольны. - Деньги 10 руб. 57 к. с., собранные со всех трех вечеров, переданы поручику Ларионову для выписки газет, по его усмотрению, в пользу клуба.
Некоторые из членов остерского общества изъявили готовность продолжать начатые нами чтения; - мы душевно рады, что вызвали в них эту готовность и с своей стороны желаем им полного успеха.
Н. Рогозин.