20 июня.
Благодаря энергическому вмешательству иностранных консулов, в Белграде водворилось спокойствие, т. е. военные наступательные действия между сербами и турками приостановлены, но пассивная агитация продолжает развиваться; повеление Гарашанина, призывающее к оружию всех окрестных поселян не отменено и следовательно вооруженный народ отовсюду стремится в столицу; баррикады воздвигаются на всех улицах и перекрестках, национальная гвардия не покидает оружия даже ночью. Впрочем, кажется, турецкое правительство сообразило значение такого факта как восстание Сербии и его последствия, и желает опрометчивость свою или своих администраторов. Белградский паша, виновник последнего происшествия, получил повеление явиться для оправдания своего поступка в Константинополь, а на место его назначен другой. Между тем князь Михаил, возвратившись в город, вступил в переговоры с Константинополем, требуя тех гарантий, которые были постановлены на последней сербской скупчине и которые до сих пор были отвергаемы Портою. Полагают, что с приездом турецкого комиссара дело пойдет скорее и Сербия, получив желанные льготы, успокоится, а чрез это повсеместный взрыв революции в южнославянских землях если не предотвратится навсегда, о чем нельзя и думать, то по крайней мере замедлится на время.
Вторым вопросом, в ряду текущих политических событий, есть мексиканско-французская экспедиция. По новейшим слухам Италия собирается помогать там Франции - это заключить можно из прений туринского парламента, где г. Массари спрашивал министра: правда ли что правительство думает взять участие в мексиканской экспедиции и послать туда итальянское войско; министр отвечал ему, что правительство такого намерения не имеет, да и сама Франция об этом не просила, но если так случилось, то правительство будет соображаться с интересами государства; что касается до хода и успехов самой экспедиции, то подтверждается весть об отступлении французов от Пуэбло. Согласно парижским газетам, французы отступают к Вера-Круз в ожидании свежих подкреплений из Франции.
---------
Англия. 19 т. м. в заседании палаты лордов рассуждали о событиях, предшествовавших вторжению французов во внутрь Мексики, в которых принимала участие Англия. Лорд Рассел объявил, что отступление адмирала Дунло не может быть почитаемо нарушением конвенции, заключенной тремя союзными державами, и что в силу этой же конвенции Англия не обязана была доставить сухопутную армию. Наконец лорд прибавил, что Англия и Испания подтвердили конвенцию, заключенную их уполномоченными с правительством Жуареса, хотя Франция объявила себя против оной.
Австрия. Пишут в Schl. Ztg: известие, по которому г. Гюбнер, ныне находящийся в Константинополе, должен был предложить Порте вооруженную помощь против турецких вассалов, не заслуживает доверия. Более вероятно, что барон Гюбнер получил поручение объявить Порте, что Англия и Австрия вместе наблюдать будут, чтобы ни одно государство не нарушило Парижского трактата; далее, он должен был подать совет Порте осторожно вести дела с Сербиею; но, как кажется, совет этот был слишком поздний - последние события в Белграде доказывают это. Таким образом восточный вопрос выступит на первый план, хотя Англия и Австрия всеми силами этому противятся. Барон Прокиш по телеграфу получил приказание не оставлять Константинополя.
Франция. Пишут в Jnd. Belge: в заседании законодательного корпуса, происходившем 18 т. м., публичные места были переполнены посетителями, между ними находилось множество молодых и прекрасных женщин. - Любопытно чем могут интересовать их прения над бюджетом военного и морского министерств? Должно быть в этом есть какая-то тайна; законодательный корпус 19 т. м. принял оба бюджета, при чем г. Пикар выразил, что 400,000 войска в мирное время вовсе держать бесполезно. На это отвечал г. Деман, министр без портфеля, что такая цифра есть самая меньшая, на которую нынешнее положение Европы дозволить может.
Французское правительство назначило главнокомандующим Мексиканскою экспедициею ген. Форей, который почитается во Франции лучшим генералом после герцога Мадженского. Четыре линейные полка, два батальона зуавов и один батальон стрелков составляют отряд, посылаемый ныне на помощь французским войскам в Мексику.
Вопрос мексиканский значительно расстроил отношения между Испаниею и Франциею. Носятся слухи, что г. Барро, французский посланник в Мадриде, который ныне уезжает в отпуск в Париж, уже не воротится и следовательно дипломатические сношения между Мадридом и Тюльери прекратятся.
Пруссия. Пишут из Берлина: несмотря на то, что министерство фон-дер-Гейдта избегает всеми силами столкновений с палатою депутатов и, как кажется, старается угадывать наперед желания партии прогрессистов, снова однако стали говорить о близком его падении. Министр иностранных дел гр. Бернсторф желает возвратиться на старый свой пост посланника в Лондоне, и останется в Берлине, покуда совершенно не приведет в порядок торговый договор с Франциею.
Полагают, что приемником его будет г. Бисмарк, известный противник Австрии.
С некоторого времени вопрос о реформе Германского союза выдвигается. Переговоры действительно ведут г. Рехберг и посланники средних германских держав в Вене. Корреспондент Монитора из Мюнхена пишет, что два проекта обращают на себя внимание. Один - барона Дельвига, дармштатского министра, целью которого есть осуществление идеи германского единства; второй - проект г. Бейста, саксонского министра, но тот более запутан чем первый и требует значительных изменений в союзной конституции.
Италия. В правительственных сферах в Турине громко поговаривают о признании Итальянского королевства двумя великими державами, которые до сих пор соблюдали пасивную роль и вовсе не симпатизировали новому королевству.
В заседании палаты депутатов в Турине 18 т. м. прочитан был адрес к королю Виктору-Эмануэлю, как протест против оскорбляющих национальное достоинство выражений заключающихся в адресе иностранных епископов, собранных в Риме для совершения религиозного обряда. Главною идеею в адресе есть принцип, по которому итальянцы имеют право на единство нации, ее столицу и вправе избирать новое правительство, которое считают удобнейшим. Римляне не желают правления кардиналов, но хотят вместе с другими братьями полуострова соединиться под скипетром короля Виктора-Эмануэля. Доказательства же кардиналов и прелатов, что Рим принадлежит всему католическому миру, а не одной Италии, противоречат правам итальянского народа. Адрес был принят всеми членами палаты без исключения.
Последние депеши.
Турин, 20 июня. Гарибальди уезжает на остров Капреру.
Кассель, 21 июня. В городе величайшее смятение, курфирст собирается оставить столицу. Составилось новое министерство, членами которого суть гг. Ротфельцер, Пфейфер и Остергаузен. Конституция 1831 года возобновляется вместе с избирательным законом 1849 года.
Константинополь, 18 июня. Султан получил рапорт местных властей из Фессалии, о приготовляющейся там революции. Правительство турецкое готовится сделать новый заем в Англии.
Султан приказал приготовить себе ложе украшенное драгоценными камнями. Цена которого простирается на 7 миллионов франков.
Бухарест, 20 июня. Председатель совета Барбо Катаржи убит двумя выстрелами из пистолета при выходе из заседания палаты. Кто был убийцею - неизвестно.
(J. de St. P. G. Р. С. Н. В.) Р. К.