Письмо в редакцию Киевского телеграфа

См. №52 Киевского телеграфа.

III-е.

(Окончание.)

Об учреждении ночной стражи и выбор старшин и старост.

Полицейские чины г. Киева, по огромному множеству служебных занятий и малому комплекту нижних чинов, не в состоянии повсеместно следить, в особенности в ночное время, за злоумышленниками и сохранением спокойствия, для пополнения оного пробела, со стороны домовладельцев учредить от себя ночную стражу, о чем спросить и разрешения у начальника губернии, дабы в каждом квартале города было дозволено учредить собрание домовладельцев и в присутствии пристава каждой части города, по ближайшей им известности местности и построек, определят сами владельцы количество ночных сторожей, обязанность их и добровольную складку на уплату жалованья помесячно. Достаточно будет на первый раз в самом большом квартале 15 человек; сторожам этим, определяя местность ночного надзора за строениями, надлежит знать в особенности те дома, откуда могут выезжать бочки с водою, равно и те, в коих живут большие артели рабочих, что бы они могли разбуживать их, в случае появившегося в ночное время пожара, и также обязаны будить и прочих для исполнения как сказано в 11 пункте. В отношении же воров или бродяг они задерживают их и отправляют в часть. В тех же местностях, где владельцы бедного класса сами пожелают стеречь по очередно - предоставить им полное право.

По разделении квартала на участки, для найма сторожей и по сделании добровольной раскладки (*) на жалованье сторожам, собрание владельцев избирает из среды своей на один год старшину и несколько старост 3, 4 и 5, смотря по количеству участков.

На обязанности старшины и старост лежит наблюдать за исполнением в точности со стороны владельцев нанимания сторожей и за исполнением сторожами, возложенных на них обязанностей. Независимо от старшины и старосты обходят свои кварталы, предваряют владельцев и пожильцев иметь всевозможную осторожность от огня, а правила достаточно изложены в пожарном уставе, равно приглашают, в особенности зажиточных хозяев, имеющих лошадей и бочки, высылать таковые во время пожара для подвоза воды к гасительным снарядам, убеждают и прочих лиц оказывать пособие, какое кто может, и во время случившегося пожара являлись бы сами на оный, где наблюдают о не участвующих, дабы предупредить их к будущему исполнению; сверх того старшинам дозволить осматривать пожарные отделения, все ли лошади и люди на лицо в отделении, какое продовольствие и в исправности ли гасительные снаряды; замечания маловажные сообщают старшему полицмейстеру, а о больших упущениях или нарушениях доносят начальнику губернии, тогда конечно мы будем видеть на пожарах не изнуренных, а сильных лошадей.

Ночные сторожа находятся в полном распоряжении владельцев; ими нанимаются и ими же увольняются; полиция, при ночных обходах, о замеченных небрежных сторожах дает знать старшине для перемены такового. Приставу каждой части дозволить собирать старшин и старост, если в том окажется необходимость, усилить надзор по тем сведениям, какие дошли до полицейского управления в неприязненном отношении или пожаров или воровства. Для приведения в исполнение вышесказанного следует составить приговор собравшимся домовладельцам, обязательный и для тех, которые по какому-нибудь случаю в собрании не находились. Подлинный приговор должен храниться у пристава части, а копии, со стороны его, представить куда следует и выдать также таковую старшинам, которые и приступят к самому исполнению, не ожидая ни от кого никаких предписаний или утверждений.

Изложив все то, что по моему убеждению и практическому знанию кажется будет полезным, необременительным для владельцев и удобоисполнительным, не могу не высказать и того, что присутствуя в 5 заседаниях избранного комитета, наслышался таких предположений именно: устроить 8 комитетов по частям города и особо главный комитет; провести электрические пожарные телеграфы и проч. Быть может все это предположение доставило б владельцам домов весьма большую пользу, но пока частные комитеты сделают по кварталам свои визитации (подлинные слова) и представят на рассмотрение главному комитету свои замечания, а оттуда испросится разрешение начальства, то мне кажется, что на все это потребуется многие лета.

В заключение долгом считаю высказаться, что при всем усердии и содействии домовладельцев, и при успешном действии тушения пожаров пожарной командой, нельзя отрицать, что польза взаимного застрахования есть благодетельное дело, к которому и следует поспешно приступить гг. киевским домовладельцам; не слушайте господа агентов страховых обществ, они ведь платные, получают в Киеве за свои сборы более 12 тысяч рублей серебром в год жалованья, так можно ли от них ожидать слов в нашу пользу, а 12 тысяч, по отзыву старожилов и служащих, мало что не покроют в год по 10 летней сложности пожарные убытки всего нашего богоспасаемого города Киева.

Старожил-гражданин Зуевич.

(*) Добровольная складка не воспрещается законом.