Политическое обозрение

14 июля.

По последним известиям из Америки перевес счастья снова на стороне сепаратистов. Депеши из Нью-Йорка извещают о целом ряде побед, одержанных ген. Жаксоном над войсками Унии. Последняя депеша доносит, что 7 т. м. в Ричмонде праздновалось торжество победы над Соединенными Штатами. Положение вашингтонского правительства считается весьма трудным. - Франция же хочет выступить в качестве посредника и предложить признание независимости Юга. Так заключают некоторые, судя по отзывам французской журналистики и по слухам касающимся поездки г. Тувенеля в Лондон, куда он отправился собственно с тем, чтобы условиться на этот счет с английским кабинетом. Парижский корреспондент Кельнской газеты утверждает, что военные приготовления, которые ныне делает Франция, назначаются на случай ежели бы ей пришлось интервенировать в деле Северной Америки.

Из Сербии пока еще ничего нового нет. Носятся только слухи, что князь Михаил, не будучи в состоянии удержать сербов в пределах мирной политики и как кажется лишившись популярности между ними, намеревается оставить государство и переехать в Австрию, куда уже отправил свою жену со всеми своими богатствами. Партия движения, надеясь на поддержку Франции, не довольствуется уже одною независимостью Сербии, но мечтает о соединении с румынами и образовании империи под скипетром одного из итальянским принцев.

Движение в соседних славянских землях обращает тоже на себя внимание. В то время когда Болгария и Босния готовятся сделаться театром важных происшествий, южно-австрийские славяне заявляют довольно смело приязнь своим турецким собратам. На днях в Аграме было несколько грозных демонстраций, даже в Праге (в Богемии) жители громко сочувствуют сербам и черногорцам.

При таком настроении умов в славянских провинциях Австрии, венское правительство чувствует необходимость войти в более правильные отношения с венграми, вследствие чего гр. Фергач ныне начал составлять ноту, которая должна послужить основанием предложений, которые правительство представит будущему венгерскому сейму в Пеште.

В политике прусского кабинета заметно стремление к сближению с либеральными фракциями палаты депутатов. Вопрос бюджета, кажется, решен будет миролюбивым образом. Министр Рон дал такие объяснения главным предводителям либеральной партии, по которым можно надеяться, что правительство будет избегать всего, что может нарушить хорошие отношения с большинством палаты, и хотя министерская газета Stern. Ztg. утверждает, что военный министр намерен не делать больших уступок, можно однако думать, что сделает все, что пожелает палата. К тому же и прусские прогрессисты несколько смягчились и охотно уступят во многом министерству.

Ныне, после признания Италии двумя великими державами, Австрия увидела себя совершенно одинокою в итальянском вопросе; одиночество это до того испугало лучших ее друзей, что даже правительственные органы, или известные по своей преданности к венскому кабинету советуют признать Италию под известными условиями. Jiornale di Verona находит необходимым признать Италию, лишь бы только она отказалась от Венеции. Франкфуртская газета предсказывает, что Австрия принуждена будет силою обстоятельств восстановить дипломатические сношения с Турином.

-----

Франция. По известиям из Вера-Круза, напечатанным в Монитере, французские дела в Мексике идут плохо. Правда до 11 т. м. крошечная армия ген. Лорансе держалась в позиции под Оризабо, но сообщение с Вера-Крузом затрудняется мексиканскими отрядами, расположившимися в нескольких местах. При доставке в французский лагерь съестных припасов 11 т. м. мексиканцы захватили 20 возов. Позднейших известий Монитер не сообщает; но нью-йоркские газеты продолжают утверждать, что генерал Лорансе, окруженный втрое сильнейшим врагом, сдался со всем своим корпусом.

Пишут в Ней. Pres. Ztg. не знает случайно ли или с умыслом французские журналы замечают, что графиня Гусман в родстве с потомками по прямой линии последнего мексиканского царя Монтесумы. Парижское Temps говорит об этом предмете, что удивительное обстоятельство и по крайней мере довольно замечательно, что потомок Монтесумы соединился с испанским домом Гусманов, к которому принадлежит императрица Евгения, приглашает взглянуть в родословную таблицу при ІІ томе сочинения Бассера де-Боирборга под заглавием История цивилизованных народов в Мексике. Значит императрица Евгения, законная наследница мексиканского престола - обстоятельство, могущее быть полезным впоследствии при общем вотировании в Мексике.

Извещают о наступающем вскоре бракосочетании французского морского министра г. Шасселю-Лоба с девицею Борегар, дочерью ген. Борегар, главнокомандующего армиею сепаратистов. Союз этот полагают имеет некоторую связь с вопросом признания независимости южных штатов.

Император Наполеон остался доволен путешествием по Оверню. Департаменты не возбуждают в нем никаких опасений. Не так идут дела в Париже, оттого то и надеются, что к будущей осени император подарит строптивой своей столице новый либеральный сюрприз. Министры все без исключения возвращаются к либеральным идеям и толкуют о необходимости более широкого парламентского правления во Франции.

Австрия. Ней Press. Ztg. извещает о новой редукции в личном составе австрийской армии.

Вновь назначенный неаполитанским посланником при венском дворе барон Венспир представил свои верительные письма. Его предместник герцог Петрулла оставляет Вену.

Сербия. Корреспонденты из Цумуни и Белграда говорят в один голос, что наружная тишина служит как туркам, так и сербам к полнейшему окончанию вооружения. Турки, как видно, думают защищаться в крепостях, на юге под Сенницею часть турецкого войска подвинулась к самой почти сербской границе. Сербы выслали им навстречу отряд из 1700 боснийских ополченцев, состоящий под начальством капитана Дмитара из Черногории. Корпус этот назначен в Боснию в подкрепление тамошнему восстанию. Князь Михаил под напором общественного мнения теряет голову и ждет нетерпеливо возвращения посланника, которого послал с собственноручными письмами в Санкт-Петербург и Париж. До сих пор включительно волнение ограничивалось Белградом, с 9 же т. м. народ сербский окружил со всех сторон турецкую цитадель Шабач на берегу реки Савы, отрезав ей всякое сообщение с окрестностями, то же самое сделал и с остальными крепостями, в которых содержится турецкий гарнизон. Депеши извещают об одном наделавшем много шуму и чуть было не произведшем взрыва событии. На днях военный турецкий пароход, стоявший несколько недель на Дунае под Виддином, вступил на сербские воды, чтобы запастись провиантом. Сербы почли это нарушением прав Сербии, ибо на основании трактатов Порте присвоено право содержать турецкие гарнизоны в крепостях, и пока мир не нарушен не может употребить против Сербии никаких военных мер. Появление же военного парохода сочтено было даже нарушением Парижского трактата.

Америка. Депеши подтверждают весть о поражении унионистов при Ричмонде 5 т. м., с обеих сторон сражались многочисленными силами; ген. Мак-Клелан принужден был отступить, оставив на поле битвы более 30 000 убитыми и ранеными. Английские и французские газеты полагают, что наступает пора вмешаться в эти дела Европе. Мак-Клелан хотя разбит, но не упал духом, на другой день издал прокламацию, в коей обещает не щадить никаких жертв, лишь бы только взять город, от которого так жестоко был отражен.

Последние депеши.

Турин 13 июля. Речь Гарибальди в Палермо, порицающая политику императора, была предметом последнего парламентского совещания. Ратацци весьма сожалел об этой речи. Криспи старался смягчить ее значение. Газеты, повторявшие речь Гарибальди, все конфискованы. Уверяют, что префект Палермо увольнился от службы. Французский консул в Палермо протестовал против этой речи.

Вена 16 июля 19 т. м. Произошло между турками и черногорцами сражение над рекою Цетою, в котором турки остались победителями. Ныне идут на Цетынь. Граговский воевода убит.

Берлин 14 июля. В Галле произошла жестокая стычка между горожанами и студентами. Не обошлось без вмешательства вооруженной силы. 20 студентов ранены. Произведено много арестов.

(J. de St. P. G. P. С. П. В.) Р. К.

Телеграфические известия из Варшавы 6-го июля. Здоровье великого князя в удовлетворительном состоянии; но рана его высочества не закрылась еще.

Граф Лидерс получил такое облегчение что сегодня в 6 часов утра выехал из Варшавы в Берлин. В городе все благополучно. (Р. И.)