Шесть месяцев прошло со времени разрешения ввоза в Россию из заграницы чая. В это время мы могли достаточно убедиться в качестве и превосходстве чая кантонского и фучанских плантаций. Какому же из этих чаев отдадим первенство? Вопрос, который разрешается, не труден и положительно верен. Преимущество бесспорно осталось за чаем фучанским, привезенным в Россию из Китая через Сибирь.
В мае месяце появился в Киеве в продаж чай, привезенный из Брод. Он был в обандероленных картузах, тщательно заклеенных, cледовательно не имел никакой подмеси, или не мог быть фабрикован уже по ввозе его через таможню в Россию. Чай этот был разных цен, от 80 коп. до 3 р. 50 коп. за фунт. Чай цен низких не имел никакого запаха, вкусом вяжущий до отвращения, в настое темного коричневого грязноватого цвета, вовсе не свойственного чаю фучанскому. Кантонский час высших цен, от 2 рублей, имеет запах совершенно не сходный и не приятный с запахом сибирского чая, в настое очень светел, на вид имел довольно белых и желтых пушистых, значительных по величине, так называемых цветочных листков. Продавцы кантонских чаев обыкновенно предлагали покупателям купить фунт чая в 80 коп. и в 3 рубля и смешавши оба сорта употреблять.
Пишущий эти строки, не употребляя решительно никаких спиртных, ни других каких-либо напитков, кроме чистой воды, любитель хорошего чая и может похвалиться имением вкуса в нем, для опыта употреблял чай кантонских низких и высших цен отдельно каждый сорт, а потом в смеси и вот что может сказать утвердительно.
Доставляемый к нам чай через западную границу есть чай фабрикованный за границею. Для крепости, т. е. терпкости, и цвета примешиваются витущие и окрашивающие жидкость вещества, для придания вкуса и запаха употребляются также различные специи, в число каких входят мускатный цвет, корица, гвоздика и тому подобные.
В Париже, во Франкфурте-на-Майне, в Берлине и в других городах пишущий эти строки пил тамошний чай, и хотя замечал стороннюю к нему примесь, но все однако же тамошние чаи далеко выше добротою ныне ввозимый в Россию. В указанных местах и даже в Лондоне находится в продаже и притом в значительном количестве русский чай лучших наших чайных торговцев, завернутый в бумагу, на которой имеется принятая фирма и рисунок чайного дома. Этот чай продается почти втрое дороже тамошнего и находится в большом употреблении. За границею говорят: "хочешь узнать, что такое чай, то пей русский чай".
Тот, который пьет чай не для того, чтобы наполнить желудок тепловатою жидкостью подозрительного цвета, отдающую запах гнилого сена, а не для того, чтоб насладиться приятным вкусом и не искусственным превосходным ароматом фучанского чая - не станет пить кантонского чая. И можно сказать утвердительно, что большая половина тех, кои хватились ныне за чай кантонский, ради новости этого продукта и его дешевизны, вскорости оставят его употребление и обратятся к нашим чаям, то есть привозным через Сибирь, если только наши чайные торговцы остерегутся и не решатся в сибирские чаи подпускать юдок, т. е. подмешивать бродский-еврейский чай. Впрочем, этой подмеси бояться не следует, если чай будет покупаться в магазинах Ситтаки, Попова, Козловского, И. Барского и Розмитальского.
Чайник.